Примерная программа родительского образования "Школа ответственного родительства" (БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии)



Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

 

(составлена на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации курсов для родителей)

 

 

 

 

Составители:

С.Г. Краснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии;

С.П. Руссков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1614 г. № 1618-р, и др.  

Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи, фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений.

Необходимость педагогического образования родителей обусловлены рядом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

- потребностями формирования ответственного и позитивного родительства, в необходимости учить родителей быть родителями;

- изменениями вектора семейных ценностей: исчезновением почитания родителей, уважения к истории своего рода и своей страны, наличием разрыва связи между поколениями;

- необходимостью укоренения в современном социуме понятий «святость материнства» и «институт отцовства».

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными организациями. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка, со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции – это система, предоставляющая родителям ориентационное поле, в котором ониосуществляют выбор оптимальных условий и способов воспитания детей;особый способ деятельности по оказанию педагогической помощиродителям в решении проблем воспитания детей, в преодолениисоциокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных сэтим; процесс совместного с родителями определения их целей,возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании детей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Курсы для родителей – это форма дополнительного образования взрослых и «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цель курсов для родителей «Школа ответственного родительства» (далее – курс) – формирование компетенций грамотного выстраивания детско-родительских отношений, оказание помощи родителям в восстановленении традиционных семейных ценностей таких как: любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной.

 Задачи курса:

- повысить мотивацию к самостоятельному развитию родительских компетенций, формированию базовых знаний семейной педагогики;

- пропаганда общественно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;

- формирование у родителей чувства любви к Родине через изучение истории своего рода, родного края, своей страны и др.

По форме организации Курсы могут быть очными, заочными, очно-заочными, в том числе дистанционными. Причем, приоритетной формой организации Курсов считается дистанционное обучение посредством сети Интернет.

Основными направлениями реализации настоящей примерной программы Курсов являются:

- создание системы педагогического образования родителей;

- вовлечение родителей в совместную с образовательной организацией деятельность по духовно-нравственному, трудовому и физическому воспитанию детей;

- научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка;

- формирование основ семейного воспитания у обучающихся.

Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе Курсов делается акцент на необходимости организовывать воспитание детей с учетом их психофизического развития и духовно-нравственного становления.

Курсы должны быть организованы на принципах добровольности и культуросообразности.

Освоение родителями содержания Курсов по родительскому образованию должно обеспечить родителям:

- понимание значимости семейного воспитания детей;

- умение выстраивать позитивные детско-родительские отношения;

- умение разрешать споры и конфликты в семье;

- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

- реализовывать экологическую и экономическую грамотность в жизнедеятельности семьи;

- продолжение развития  родительского самообразования и др.

Рекомендуемая общая продолжительность примерной программы Курсов составляет 72 часа (академический час составляет 45 минут).

Согласно вышеназванным рекомендациям Курс может состоять из восьми модулей (каждая из приведенных ниже модулей может занимать 1/9 часть учебного времени/ объема информации):

- основы семейной психологии;

- основы семейного уклада;

- основы семейного права;

- основы семейного воспитания;

- история семьи и рода;

- основы здорового образа жизни и содержательного досуга;

- основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации;

- семейный бюджет.

Педагогические коллективы образовательных организаций, с учетом интересов и потребностей родителей, на основе настоящей примерной программы Курсов должны разработать свою рабочую Программу на ближайший год или на более длительный период. В ходе исполнения Плана его целесообразно дополнять и корректировать по мере реализации отдельных положений и появления новых задач.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Модуль 1. Основы семейной психологии.

Теоретические основы семейной психологии. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современном обществе. Семья как целостная система. Жизненный цикл семьи. Параметры семейной системы. Ролевая структура семьи. Метод гемограммы. Характер эмоциональных связей в семье. Психологически благополучная и неблагополучная семья. Психологическое здоровье семьи.

Развитие любви как чувства. Искажения и нарушения чувства любви. Виды любви. Телесная и духовная любовь. Супружеские отношения и принципы коррекции семейных отношений. Семейное самосознание. Сплоченность семьи. Реализация индивидуальных потребностей в браке и многообразие семейных функций. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Дисгармоничные (дисфункциональных) типы семей. Психологические особенности конфликтов в семье. Семейные ссоры и супружеские конфликты. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Мотивы воспитания и родительства в семье.

Детско-родительские отношения. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Психолого-педагогические задачи семьи и воспитательные функции родителей. Психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений. Характер эмоциональных отношений. Характер эмоционального отношения ребенка к родителям. Родительская позиция. Модели родительского поведения. Общение  в семье. Типы семейного воспитания. Причины и типы дисгармоничного воспитания. Вовлечение детей в функционирование семьи.

Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками.

Семейные конфликты и пути их разрешения.

Подготовка молодежи к браку и семейной жизни. Формирование нравственного и психологического комплекса – готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру. Материнство как психологический феномен. Роль отца в семейном воспитании. Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Психологические особенности воспитания семьянина: пути, формы, средства. Нормативно-правовая осведомленность молодежи о семейной жизни.

Ненормативные кризисы семьи. Концепции и формы прекращения семейных отношений. Развод. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода. Постразводная ситуация.

Повторный брак. Психологические проблемы повторных браков. Брак с разведенной женщиной, имеющей детей от первого супружества. Психологические проблемы усыновление приемных детей.

Отношение детей к повторному браку родителей.

Психотехнический инструментарий. Специальные терапевтические техники работы с семьей.

 

Модуль 2. Основы семейного уклада

Семейный уклад как устойчивая форма отношений членов семьи друг с другом, заключающаяся в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома. Семейный уклад как модель семейных отношений.

Взаимосвязь семейного уклада с внешним по отношению к ней общественно-экономическим укладом. Другая сторона семейного уклада, как, отражение в сознании ребенка образцов поведения взрослых в семье, способствующая формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.

Семейный уклад и его образующие структуры: состав семьи – родители, дети, прародители;иерархия семьи – система взаимоотношений супругов друг с другом, супругов с детьми, прародителей с детьми, прародителей с внуками, детей между собой (если их несколько);межличностные отношения – особенности эмоциональных контактов, близость, доверие;внутренняя среда – ведение хозяйства, обустройство дома;внешняя среда – контакты с внешним миром, ближайшим окружением и с обществом в целом;порядки, установки, традиции, наличие семейного сценария.

Семейный уклад как динамическая система. Этапы развития семейного уклада: Этап формирования семьи. Этап разрастания семьи. Этап отделения. Особый этап (изменения семейного уклада, связанные с разводом, переездом, смертью одного из родителя и др.).

Типология семейных укладов. Уклад, ориентированный на развитие внешних связей семьи. Уклад, ориентированный на развитие материальной и духовной деятельности. Уклад, ориентированный на развитие внутрисемейных отношений и др.

 

Модуль 3. Основы семейного права

Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения. Предмет регулирования семейного права – неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье.

Источники семейного права как формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство. Семейный Кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, а также законы Чувашской Республики.

Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления.

Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Пути профилактики и устранения семейных правонарушений.

Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав и личного достоинства ребенка.

 

Модуль 4. Основы семейного воспитания.

Особенности воспитания ребенка в семье. Содержание воспитания в семье: умственное, нравственное, этическое, эстетическое и др. Различные подходы и типы семейного воспитания. Зависимость воспитания от статуса личности воспитанника: гражданское воспитание, светское воспитание, элитарное воспитание, маргинальное воспитание. Зависимость семейного воспитания от социального назначения воспитания: национальное, религиозное, интегральное, классовое, партийное воспитание. Типы семейного воспитания в зависимости от его стиля: авторитарное, либеральное, гуманистическое, демократическое, инфернальное, плюралистическое, прагматическое, творческое.

Типы родительского поведения в процессе воспитания своих детей: строгое, объяснительное, автономное, компромиссное, содействующее, сочувствующее, потакающее, ситуативное, зависимое поведения.

Основные причины негативной социализации ребенка в семье. Негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Крайности в заботе о ребенке со стороны родителей. Степень удовлетворения родителями потребностей ребенка, негативно сказывающаяся не его социализации. Родительский контроль: гиперопека, потворствующий, умеренный, чрезмерный, рациональный и др.

 «Близорукость» воспитательных представлений. Нехватка терпения. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства. Противопоставление родительских отношении к детям. Потворствующая гиперпротекция. Снисходительная гиперпротекция. Атрибутивная проекция. Избирательная гиперпротекция. Доминирующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери.

Ошибки, обусловленные индивидуально-личностным своеобразием родителей. Неправильная компенсация чувства и переживаний. Перенос в своих недостатков на личность своего ребенка. Разрыв между словом и делом в поведении родителей.

Ошибки, обусловленные степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей. Неприятие детей, в следствие несформированности материнского чувства. Непонимание ребенка. Слишком высокие требования к ребенку. Противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития. Негибкость в отношениях с детьми. Неумение пользоваться методами воспитания. Неоправданная идеализация своих детей. Отстранение детей от посильного домашнего труда. Ссоры родителей в присутствии детей. Переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

Трудновоспитуемые дети. Понятие и сущность. Категории детей, относящихся к «трудным» и их психолого-педагогическая характеристика. Формы проявления трудновоспитуемости: открыто экстремистское, скрыто экстремистское, открыто агрессивное, саркастическое, скрытое, безразличное, формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя формы. Проблемы воспитания трудновоспитуемых.

Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Подготовка молодежи к семейной жизни. Поддержка нравственного климата в семье. Психологическая и нравственная подготовка к рождению ребенка. Обеспечение взаимодействия семьи и образовательных организаций. Обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей. Формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.

Понятие «подготовка к семейной жизни». Этапы подготовки молодежи к семейной жизни. Формирование педагогической компетенции родителей: понимания важности авторитета родителя; общих представлений о воспитании ребенка; психологии половых различий и развития половой идентичности детей, различий мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причин ранних отклонений; особенностей личности ребенка и их проявлений; границ дозволенного поведения детей разного возраста.

 Стимулирование овладения родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных возрастных этапах. Формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком.

 

Модуль 5. История семьи, история рода

Семья – социокультурная единица, основанная на кровном родстве или браке. Члены семьи связанные общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Исторические корни семьи. Кровнородственные связи членов семьи.

Возникновение семейных ценностей. Образы ранее воспринятых понятий, явлений, традиций. Традиции воспитания семьи. Опыт родителей, их социализация в родных семьях, усвоение опыта поведения их родителей. Базовые и приобретенные родительские представления.

История возникновения уклада семьи: обычаев, традиций (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); правил семьи (образов мыслей, норм поведения, привычек) доброй и благочестивой жизни; возникновение распорядка семьи (установленных  порядков в течение дел) дня, недели, года.

История возникновения источников культурной семейной обстановки; педагогической культуры и педагогического потенциала; культуры поведения и самопроявления родителей; культуры отдыха семьи.

Истоки возникновения родительского потенциала, родительских представлений, родительских установок, родительских позиций

Понятие «рода». Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Пути и формы исследования истории семьи и рода.

 

Модуль 6. Основы здорового образа жизни и содержательного досуга

Актуальность здорового образа жизни. Здоровый образ жизни–образ жизничеловека, направленный напрофилактику болезней и укреплениездоровья. Образ жизни как глобальная социальная проблема, составная часть жизни общества в целом.

Психолого-педагогическое понимание здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как предпосылка для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активногодолголетияи полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Компоненты здоровья. Соматический – состояние органов и систем организма человека, составляющее биологическую программу индивидуального развития, опосредованное базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Физический – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Психический – психическая сфера человека, составляющая состояние общего душевного комфорта, обеспечивающая адекватную регуляцию поведения. Нравственный – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, определяющий  систему ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Элементы здорового образа жизни. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье. Отказ откурения,наркотикови употребленияалкоголяЗдоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например,фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей. Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи. Эмоциональноесамочувствие:психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами. Интеллектуальноесамочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышлениеДуховноесамочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Стороны образа жизни, представляющие риск здоровью. Неправильное питание: нарушение режима, несбалансированное, энергетически неадекватное питание, пренебрежение требованиями безопасности в отношении продуктов питания. Аддиктивное и вынужденное поведение: активное курение табака (сигарет, трубки, кальяна и др.), систематическое пассивное курение (во время бодрствования, сна), злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и ненаркотических психоактивных веществ без медицинских показаний. Нарушение двигательной активности: недостаточная физическая активность, занятия экстремальными видами спорта, несоответствие физических нагрузок состоянию здоровья. Безответственное медицинское поведение: несвоевременное обращение к врачу, недолечивание, самолечение, отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья. Безответственноегигиеническоеповедение: нарушение режимов сна и бодрствования. Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение гигиены жилого помещения, небезопасное сексуальное поведение.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья. Три уровня формирования здорового образа жизни. Социальный: пропаганда, информационно-просветительская работа. Инфраструктурный: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль. Личностный: система ценностных ориентиров человека,стандартизациябытового уклада.

Досуг – свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Досуг –  сфера социализации, в которой происходит подготовка детей к жизни. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление. Цель семейного досуга – обеспечение удовольствия каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. Организация досугового пространства для детей и подростков в семье – сферы, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития семьи. Досуг как зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах.

Приоритетные направления досуговой деятельности:гражданско-патриотическое воспитание; работа по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; формирование здорового образа жизни;формирование семейных традиций в проведении свободного времени.

Содержание досуга – совокупность элементов семейных увлечений, интересов, хобби. Содержание семейного досуга определяемое интересами каждого члена семьи. Структурные элементы содержания досуга: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и др.

Формы семейного досуга. Семейные праздники, посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и др. Задача родителей в организации семейного досуга.

 

Модуль 7. Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации

Формы взаимодействия – способы и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении своих служебных задач, обеспечивающие их координацию и правильное сочетание полномочий, методов и средств. Формы взаимодействия – конкретная совокупность их видов обуславливаемые различными факторами, а также полномочиями, которыми обладают взаимодействующие субъекты. Цель и педагогические условия взаимодействия семьи и образовательной организации. Цель взаимодействия – привлечение семьи к совместной с образовательной организацией социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения и воспитания, обеспечивающие достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи. Педагогические условия: организационные и деятельностно-содержательные. Организационные условия – условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку. Деятельностно-содержательные условия – условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.

Приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи: организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением; объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.).

Формы взаимодействия образовательной организации и семьи: индивидуальные, коллективные, групповые.

Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: беседы с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями и др.

Коллективные формы взаимодействия семьи и школы: общие и классные родительские собрания; родительский лекторий, способствующий психологической и социально-педагогической компетентности родителей; тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей; вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов; дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени; привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций; привлечение родителей к руководству школьными кружками; участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися; привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе и др.

Методы взаимодействия семьи и образовательной организации: методы, направленные на изменение видов деятельности и общения; методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения: метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей; усложненные формы диспута; метод самоанализа; метод рефлексии; ролевые игры; социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье: упражнение, поручение, личный пример; убеждение, критика; метод воспитывающих ситуаций; деловые игры; методы поощрения и наказания; метод перспективы; метод общественного мнения; метод создания новых традиций и др.

 

Модуль 8. Семейный бюджет

Семейный бюджет – ключевой принцип управления финансами в семье и возможность сформировать отношения доверия между мужчиной и женщиной.

Этапы ведения семейного бюджета. Постановка целей. Финансовое планирование в семье. Ведение семейного бюджета. Анализ семейного бюджета.

Виды семейного бюджета. Семейный бюджет, определяемый в зависимости от периода планирования: месячный, квартальный, полугодовой и годовой бюджеты. Другие виды семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.

Шесть составляющих финансового счастья в семье: доход (о том, как его увеличить и как заработать денег, в том числе с нуля); расход денег, т.е. соответствие дохода и расхода; свое жилье; резерв; инвестиционный капитал; общие ценности супругов.

Основные составляющие семейного бюджета: расходы и доходы. Четыре категории расходов:обязательные расходы;расходы на детей;расходы на семью;личные расходы. Две категории доходов: доходы мужа; доходы жены.

Дефицит семейного бюджета – превышение расходов семьи над ее доходами. Накопления – превышение доходов над расходами.

Предупреждение расходов, или профилактика расходов семейного бюджета.

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

п/п

 

Модули

 

Всего

 

ЛК

 

ПЗ

Дисстанц.

ЛК

ПЗ

 

Основы семейной психологии

9

4

4

1

 

 

Основы семейного уклада

9

2

4

 

3

 

Основы семейного права

9

4

4

 

1

 

Основы семейного воспитания

9

5

3

1

 

 

История семьи, история рода

9

2

2

 

5

 

Основы здорового образа жизни и содержательного досуга

9

2

3

1

3

 

Основы взаимодействия семьи и образовательной организации

9

2

3

1

3

 

Семейный бюджет

9

2

3

 

4

Итого

72

23

26

4

19

 

Примечание:

- исходя из многообразия видов семей с детьми в Чувашской Республике, в настоящем примерном тематическом планировании представлен базовый необходимый и достаточный объем родительских знаний, который должен дополняться специальными темами, содержащими знания для родителей детей-инвалидов, детей с девиантным поведением, замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.;

- содержание Курсов определяется проблемами современной семьи и потребностями современного общества. Могут быть использованы следующие организационные формы: школы любящих родителей, школы семейного уклада, школы родительского актива, семейные клубы по интересам и др.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Образовательные организации, реализующие рабочую Программу курсов для родителей, должны располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой (аудитории, ТСО и др.), обеспечивающей проведение всех видов и типов организации Курсов, реализацию положений Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1614 г. № 1618-р.

Для организации и проведения занятий на Курсах необходимо предусмотреть использование дидактических материалов, таких как: презентации, печатные (пособия для родителей, специальная литература, рабочие тетради,  раздаточный материал и др.) и электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа,  мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.), аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и др.), наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски), демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные), тренажёры, учебная оргтехника и др.

Используемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, тренинги, дистанционное обучение, самостоятельная работа родителей совместно с детьми.

В ходе проведения занятий на Курсах для родителей могут быть также использованы активные и интерактивные формы занятий (компьютерные симуляция, деловые и ролевые игры, проектные методики, разбор конкретных ситуаций, коммуникативный тренинг, мастер-классы, иных форм).

В рамках Курса необходимо предусмотреть встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-класс экспертов и специалистов в области коммуникативистики.

Послание Президента России Федеральному Собранию
Школьное питание
Актуально
Федеральный государственный образовательный стандарт
Мониторинг трудоустройства выпускников
Реализация национального проекта «Образование» в Чувашской Республике
Школьная форма
Модернизация системы общего образования
Программа воспитания
Курс "ОРКСЭ"
Правила приема в школу
Мероприятия
Готов к труду и обороне
Коронавирус Covid-19
Пожарная безопасность
Проект "Завтрак с директором"
Антинаркотическая акция "Сообщи, где торгуют смертью!"
Дистанционное обучение в школе
ПроеКТОрия
Всероссийская олимпиада школьников
Педагогам, школьникам и родителям
Безопасность школы
Навигатор дополнительного образования школы
Информационное пространство школы
Платформа "Другое дело"
Мониторинг питания РФ
Первичная профсоюзная организация
Дорожная безопасность
Система методической работы в школе
Нет коррупции
Школа ответственного родительства
Независимая система оценки качества предоставления образовательных услуг
Совет отцов школы
Школьный спортивный клуб
Кадетские корпуса ПФО
Голосование
По Вашему мнению, что сегодня представляет наибольшую экологическую опасность для окружающей среды в нашем регионе?
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList