Особое внимание в развитии речи дошкольника следует обращать на:
Состояние звукопроизношения:
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
Состояние фонематических процессов:
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Состояние грамматического строя:
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
Состояние слоговой структуры слова:
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
Состояние словарного запаса:
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Состояние связной речи:
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
· Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
· Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
· Неврологический статус (определяют специалисты)
· Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
· Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
· Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
· Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
· Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
· Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
· Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.