- Татьяна Викторовна, как проходит запланированное повышение зарплаты? Тяжело ли оно дается региональным властям?
- Довольно тяжело. В экономике посткризисный период: в рамках проекта модернизации региональных систем образования федеральный центр дает средства именно на модернизацию, а средства на повышение зарплаты должны найти региональные власти, а многие региональные бюджеты - дотационные.
Несмотря на наличие официальных данных, мы собираем данные о зарплатах по регионам своими силами - на сегодня располагаем информацией по 52 регионам из 83. Из них в 28 регионах зарплата уже превысила среднюю зарплату по экономике за первый квартал 2011 года, а в 24 - еще нет.
- Сетевое сообщество учителей Завуч.инфо опубликовало обращение к Владимиру Путину, в котором говорится, что с сентября повышение составило всего одну тысячу рублей. И на форумах в Интернете много негативных оценок ситуации. С чем это связано?
- Ситуация по регионам сильно разнится. В среднем рост зарплаты составил от 10 до 70 процентов, и он зависит от стартового уровня зарплаты до начала реализации проекта и бюджетной обеспеченности регионов. Есть регионы, где повышение незначительное - в Новгородской области зарплата учителей в первом квартале 2011 года и так фактически была равна средней по экономике, то есть принятому регионам обязательству. А, скажем, в Курской области в соответствии с соглашением нужно было повышать зарплату значительно - с 8422 рублей до 14371 рубля. То есть в одних регионах был значительный рост зарплаты, учителя его почувствовали, в других - нет, отсюда разочарования.
Причина негативных оценок еще и в том, что эмоциональное напряжение в учительской среде немалое. До этого в течение двух лет индексации зарплаты в бюджетной сфере не было - повышение её проводилось только в тех регионах, где в 2009 и 2010 годах вводилась новая система оплаты труда. Но ведь перед учителями стали ставить и новые задачи - новые требования к качеству, содержанию работы.
- Есть мнение, что повышение зарплаты до средней по экономике позволит остановить двойной негативный отбор, когда слабые выпускники идут сначала из школ в педвузы, а из педвузов на работу в школы. Вы согласны с такой оценкой?
- Безусловно, средняя зарплата - это статусный фактор. Но для повышения престижа профессии учителя нужен и пакет социальный мер: учитель должен быть обеспечен жильем, качественным медицинским обслуживанием, у него должна быть возможность откладывать средства на пенсионное обеспечение. И конечно, важно, чтобы зарплату повышали не только учителям, но и всем другим работникам образования.
Зарплата учителя должна ежегодно увеличиваться с учетом роста средней зарплаты по экономике, при этом не должно возникать конфликтов. Недавно на коллегии в Минобрнауки состоялось очередное обсуждение проекта закона «Об образовании», и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал, что новый закон должен стать основой для постоянного повышения зарплаты. Для этого нужно закрепить норму о том, что зарплата учителей всегда должна быть равна средней по экономике, зарплата преподавателей учреждений среднего профессионального образования - в 1,5 раза выше средней по экономике, преподавателей вузов - в 2 раза.
Но пока закон с учетом таких норм не принят, остается вопрос: что будет с зарплатой учителей после 2013 года, когда во всех регионах она сравняется со средней по экономике или превысит ее? Ведь через полтора года федеральные субсидии закончатся, а в региональных бюджетах денег больше не станет. Помимо зарплаты, снова возникнут расходы на ремонт зданий, закупку нового оборудования и прочие нужды, которые на период реализации проекта оплачиваются из федерального бюджета.
- Эксперты отмечают и негативные последствия повышения зарплаты - старение педагогического корпуса: пожилые учителя не хотят терять повышенную зарплату и уходить с работы.
- Мы неоднократно говорили, что в каждом регионе необходимо принять программу «Педагогические кадры», направленную на обновление педагогического корпуса. Важно не только создать конкурентные стартовые условия оплаты труда для молодых специалистов, но и обеспечить поддержку тех, кто уже уходит на пенсию - это могут быть единовременные либо ежемесячные выплаты в дополнение к пенсии. На эти цели, кстати, нужны не такие уж большие деньги. Кроме финансовой поддержки важно возрождать институт наставничества: учитель, которому уже тяжело вести полную нагрузку, вполне мог бы работать наставником.
Оригинал: http://ria.ru/edu_analysis/20111230/529993761.html