Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в соответствии с письмом Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за №01/12880-12-32 от 15.11.2012 г. сообщает, что
в процессе дошкольного и школьного образования, наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания одежда детей играет существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-, воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.
Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.
В Чувашской Республике в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно лидируют на протяжении последних лет (41,0%). Статистические данные свидетельствуют, что простудными респираторными заболеваниями в течение года болеет каждый ребенок. Среди заболеваний верхних дыхательных путей часто встречаются осложненные формы риносинуситов, бронхитов, хронические заболевания носоглотки. На втором месте заболевания нервной системы (8,2%), далее следуют болезни желудочно-кишечного тракта - 7,3%, заболевания глаза - 7,13%, болезни кожи - 5,2%.
Одно из основных ранговых мест в структуре заболеваемости занимают болезни кожи и подкожной клетчатки, в основном за счет инфекционных заболеваний кожи и различных форм атопического дерматита.
По Российской Федерации, особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.
Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).
Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.
В ряде общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации (г.Москва, Волгоградская, Саратовская, Ярославская, Пензенская, Московская, Омская, Ленинградская области и других) имеется опыт введения школьной формы принятием решения органами управления школы. Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.
Удельный вес образцов импортируемой детской одежды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышает общероссийский показатель в 1,4 раза и составляет 7,1% (в 2010 – 6,7%).
В целях обеспечения защиты прав потребителей в отношении детской одежды, направленного на сохранение здоровья детей и выполнение Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований санитарных правил СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» и технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и с учетом важности функционального назначения одежды в учебном процессе необходимо:
Руководителям образовательных учреждений проводить разъяснительную работу среди родительских комитетов, попечительских и иных советов образовательных учреждений и общественности:
- по основным вопросам в области защиты прав потребителей при оказании услуг на приобретение детских товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья их детей, получение информации о детских товарах, их изготовителях и продавцах, государственную и общественную защиту их интересов;
- о функциональном назначении школьной формы, гигиенических показателях качества и безопасности, используемых материалов.