Особенности современного этапа развития образования в России связаны со следующими общемировыми тенденциями:
- быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе, как школьников, так и взрослых;
- насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;
- использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования и начального общего образования. П.26 стандарта: Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивается современной информационно-образовательной средой.
В ходе Комплекса мер по модернизации системы общего образования МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ»
в 2011 году приобретено компьютерного оборудования на сумму- 25,033р.
В 2012 году - в кабинет информатики, а также в начальные классы поставлены самые современные компьютеры (моноблоки, в которых два элемента компьютера – монитор и системный блок –совмещены в один). В комплект поставки также входят проектор, экран, оборудование для организации беспроводной локальной сети, а в музыкальный кабинет (на сумму-363324 рублей) - цифровое пианино CASIO CDP-220R на сумму- 29000 рублей).
В 2013 году - поступил базовый набор для изучения робототехники LEGO (на общую сумму- 142652,75 рублей).
Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий. Использование в обучающем процессе современных технических устройств (персональных компьютеров, теле- и видеоаппаратуры, различных устройств для преобразования информации из одного вида в другой) и информационно-коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.
В последние годы широко развернута система обучения педагогов информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности, так как владение персональным компьютером на уровне пользователя не сопровождается разработкой педагогических основ организации обучения с использованием компьютерной техники и не означает умения эффективно использовать персональный компьютер в решении профессиональных задач.
Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:
• уровень потребителя информации;
• уровень пользователя компьютером;
• уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
Основными элементами процесса формирования Информационных Коммуникаций являются:
- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
- умение создавать презентации;
- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
- умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
- умение использовать компьютерное тестирование;
- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным, так в последнее время появились множество ресурсови требований, это:
Разработка и пополнение сайтов учителей школы.
Электронные услуги призваны достичь одну из основных целей – это повышение доступности государственных и муниципальных услуг.
Для доступа к электронным услугам созданы порталы государственных и муниципальных услуг. Зайти на них могут все желающие, подключенные к сети Интернет. Федеральный портал госуслуг доступен по адресу: www.gosuslugi.ru, а портал государственных услуг Чувашии размещен по адресу:http://21.gosuslugi.ru
В конце декабря 2013 года Министр образования и молодежной политики республики Владимир Иванов отметил, что в 2014 году будет использована новая автоматизированная система по сбору, учету и обработке заявлений на приобретение путевок в загородные оздоровительные лагеря в 2014 году.
В Чувашской Республике с 1 января начала работать электронная очередь в детские сады. Родители могут поставить своего ребенка на очередь в детский сад, не выходя из дома, с помощью Интернет-сайта: sad.edu.cap.ru. Электронная очередь дает целый ряд преимуществ. Нововведение позволяет папам и мамам самостоятельно, не выходя из дома, с работы, поставить ребенка в очередь в детский сад и отслеживать ее движение через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также в режиме on-line в Интернете получать необходимые пояснения от специалистов органов управления образованием.
Система электронных журналов - это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.
Выводы:
Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и информационной компетентности в области определенной науки и методики её преподавания.
Повышать уровень профессиональной компетентности преподавательского коллектива как основу результативности учебно-воспитательного процесса в контексте современных требований к педагогу в условиях перехода на ФГОС