Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС ОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное
2. Спортивно-оздоровительное
3. Социальное
4. Обще-интеллектуальное
5. Общекультурное
Виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Игровая
- Трудовая (производственная) деятельность
- Досугово-развлекательная деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
- Проблемно-ценностное общение.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые, массовые.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер и содержание занятий.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
l модель дополнительного образования
l модель «школы полного дня»;
l оптимизационная модель
l инновационно- образовательная модель.
Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
Преимущество этой модели:
l ребёнку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;
l во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
l создаётся широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнёрских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе (нескольким школам) свою материально-техническую базу для занятий, или направит в школу своих педагогов.
Модель «школы полного дня» - реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня.
Преимущество данной модели:
l создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня;
l обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
l создаётся здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение
санитарно-эпидимиологических правил и нормативов.
В совместной деятельности ребёнка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развития ребёнка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы ребёнком в неформальной обстановке.
Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается всё образовательное пространство школы: спортивный и актовый зал, школьный музей, библиотека и другие центры.
Оптимизационная модель - в реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели.
Преимущество данной модели:
l создаётся единое образовательной пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения;
l координирующая роль принадлежит, классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями;
Ø взаимодействует с педагогическими работниками,
с учебно-воспитательным персоналом школы;
Ø организует в классе образовательный процесс,
способствующий развитию личности учащихся;
создаёт для этого благоприятный микроклимат;
Ø включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;
Ø взаимодействует с родителями учащихся.
Инновационно-образовательная модель - опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения.
В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.
Результаты внеурочной деятельности учащихся можно разделить на 3 уровня
Уровень 1 Приобретение школьником социального знания, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых форм поведения в обществе
Результат достигается во взаимодействии с педагогом
Уровень 2 Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Результат достигается в коллективе сверстников
Уровень 3 Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Результат достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 3 часа в неделю
- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
В нашей школе внеурочная деятельность является составной частью образовательного плана школы. Она осуществляется через внеурочную деятельность педагогов-предметников и классное руководство. Немалая роль отводится кружкам естественнонаучного направления. В течение ряда лет работает кружок по биологии «Юный натуралист», а так же элективные курсы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по химии и биологии.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Внеурочные занятия отличаются от урочной системы. Обучающимся предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом. Учащиеся школы много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по биологии, химии, в том числе дистанционных, что позволяет активно заниматься исследовательской деятельностью. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук.
В своей практике использую несколько видов проектов.
1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как: учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).
В рамках недели биологии и химии были проведены интеллектуальные игры «По лесным тропинкам родного края», для учащихся 5-6 классов. Предметные декады помогают разным детям проявить себя, почувствовать себя успешными.
Стало доброй традицией участвовать в патриотических, экологических акциях, проектах. Несколько примеров: «Всероссийский день посадки леса», региональная экологическая акция «Экоразведка», «Марш парков», федеральные проекты «Хранители воды», «Вода в России». Цель акций: воспитание ответственного и бережного отношение к окружающей среде и формирование основ экологической культуры. Результат конкретный: выращивание и уход за растениями, озеленение территории школы, уборка мусора.
Существуют Летние задания по биологии. Летние задания предполагают наблюдения за живыми объектами, сбор коллекций, гербария, определение растений и животных, изготовление наглядных пособий, фотографий, изучение растений.
Внеурочная работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам.
Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях. Повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым
На протяжении ряда лет учащиеся 9 и 11 классов выбирают экзамены по биологии . Я думаю, что это и есть результат моих внеклассных занятий.