Анализ состояния филологического образования и качества знаний обучающихся по результатам ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) в образовательном пространстве Яльчикского района. Практическое занятие по решению заданий ЕГЭ

Августовское совещание учителей Яльчикского района

Секция учителей русского языка и литературы

МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ», 24 августа 2016 года

Выступление Торговцевой Светланы Александровны

 

Анализ состояния филологического образования и качества знаний обучающихся по результатам ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) в образовательном пространстве Яльчикского района. Практическое занятие по решению заданий ЕГЭ

 

Анализ ЕГЭ за 2015-2016 учебный год

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Так как с этого года результаты ГИА не являются критерием оценивания педагогического мастерства, эти результаты и не оглашаются. Поэтому я владею только информацией по своей школе и буду больше говорить о ней, а не о районе вообще.

В МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ» в 2016 году 11 класс окончили8 обучающихся. Были допущены к итоговой аттестации (ЕГЭ) – 8 человек. Успешно прошли аттестацию и получили аттестат о среднем общем образовании все 8 выпускников.

Результаты итоговой аттестации выпускников школы свидетельствуют о том, что средний балл выше районного на 2 позиции, но намного ниже республиканского - на 10 баллов. Лучший результат показали Галошев Петр (88 баллов) и Трофимова Марина (73 балла), что не стало ни для кого неожиданностью: Марина и Петя в течение учебного года усиленно готовились к экзаменам, решали варианты, писали сочинения-рассуждения.

Анализ результатов ЕГЭ позволяет педагогам-руссоведам школы сделать для себя следующие выводы: 

Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ необходимо обратить внимание на усвоение учащимися:

  • содержания всех разделов школьного курса по предметам;
  • понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;
  • способность четко формулировать свои мысли;
  • изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче экзаменов;
  • при проведении контрольных работ по типу ЕГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации
  • с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;
  • воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию;

Анализ ОГЭ за 2015-2016 учебный год

Основным показателем качественной работы школы является итоговая аттестация, которая проходила в 2015-2016 учебном году согласно плану мероприятий по подготовке к ГИА. Обучающиеся 9-ого класса сдавали два обязательных экзамена (математику и русский язык) и два экзамена на выбор (они на получение аттестата не влияли) с использованием механизма независимой оценки знаний.

На конец 2015-2016 учебного года в нашей школе обучалось 16 человек, из них 15 обучающихся были допущены к ОГЭ (Юсупов Нияз обучался по программе 8 вида). Из 15 обучающихся все успешно прошли итоговую аттестацию по русскому языку.

  Анализ результатов выполнения работ показал, что 100% обучающихся справились с работой по русскому языку. Уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует норме и минимуму образовательного содержания. Обучающиеся овладели умением последовательно, близко к тексту пересказывать прослушанный текст, делать выводы из прочитанного, формулировать основную идею.

Лучшие результаты показали Киргизова Александра (39 первичных баллов), Перепелкина Татьяна и Константинова Наталия (по 37 баллов).

Выводы и предложения:

- отрабатывать и использовать методики, способствующие повышению качества знаний обучающихся по предмету.

Исходя из проведенного анализа работы школы, определены следующие задачи на 2016/2017 учебный год:

Повысить познавательную активность и качество знаний  обучающихся, уровень сформированности основных ЗУН по русскому языку, используя  в образовательном процессе современные информационно-коммуникативные технологии,  личностно-ориентированные педагогические технологии обучения.

Совершенствовать педагогическое мастерство по овладению методикой системного анализа результатов обученности учащихся.

 

Хочу остановиться на особенностях подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Независимо от того, кем ученик собирается стать – физиком или инженером, сдать ЕГЭ по русскому языку, чтобы обеспечить поступление на бюджет, нужно на самый высокий балл.
Казалось бы, что раз экзамен обязательный, то и сдавать его будет несложно. Ведь он нацелен на средний уровень выпускников школ, а раз Вы хорошист (или даже отличник), то и сдать его будет просто. 
«Это двоечники пусть занимаются, а я русский язык хорошо знаю», — думают некоторые отличники. «Мне не нужны ни курсы, ни репетитор — ЕГЭ по русскому языку, я и так сдам на отлично». 
К сожалению, это ошибочная позиция. Действительно, русский язык рассчитан на уровень «ниже среднего», но это скорее плохо, чем хорошо. Соответственно, теперь двоечникам легче получить тройку, чем раньше. Для троечников всё осталось без изменений, а вот хорошистам и отличникам придётся тяжеловато...
Вторая проблема этого экзамена в том, что он (это мнение большинства учителей) слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе. Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен. 
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники:

·         неверное понимание формулировок заданий;

·         неумение применять теоретические правила в практических заданиях;

·         неумение грамотно распределять время на экзамене;

·         технические ошибки;

·         неумение контролировать свои эмоции.

Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

  Выпускной экзамен также имеет особый психологический смысл.

Психологический период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников ещё и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. Немаловажное значение имеет и тот момент, что русский язык сдают первым.

  Психологи выделяют несколько групп психологических трудностей, в зависимости от того, с чем они связаны.

1.Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимания.

2.Личностные трудности. Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».

3.Процессуальные трудности. Это трудности, которые связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Выводы: при подготовке учеников к единому государственному экзамену необходимо учитывать психологические трудности, возникающие у детей во время данной итоговой аттестации, а также возможности психологической поддержки. Для этого важно учителю, готовящему детей к экзамену, осуществлять тесное сотрудничество с классным руководителем, родителями,  а также овладевать навыками оказания психологической поддержки обучающихся в течение учебного процесса.

    Опираясь на свой собственный опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ. Проанализировав весь курс русского языка общеобразовательной школы, могу с уверенностью сказать: начинать готовиться к ЕГЭ можно и нужно с 5 класса.

Первая ступень системы является одинаковой независимо от начала года обучения. Это знакомство учащихся со структурой ЕГЭ в каждом ученическом коллективе.

  В 2015 учебном году изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 39 до 25).

Изменен формат заданий работы. Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 64 до 55). При проверке понимания лексического значения слова в содержание экзаменационного теста включена работа со словарной статьёй.

Несмотря на изменения в структуре контрольно-измерительных материалов, система подготовки к ЕГЭ осталась в основном прежней.

Когда происходят изменения в структуре тестов, учащиеся об этом своевременно информируются.

Знакомлю с экзаменом не только детей, но обязательно и родителей на родительских собраниях, показываю и варианты заданий, и бланки, на которых выполняются тесты, рассказываю все особенности процедуры экзамена.

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть. Мне же нравятся тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

С 5-7 класс происходит изучение всех орфограмм. Невозможно изучение теории без закрепления практических навыков. В данном случае важно, чтобы эти практические навыки сформировались, а на последующих этапах закреплялись. Подбираю по всем этим темам тестовый материал. В седьмом классе можно привлекать и ребят к составлению тестов, например, на определенную орфограмму: все задания одинаковые, вопрос звучит так: «В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением». Учащимся остается найти как можно больше примеров и оснастить ими тест.

  Система подготовки к написанию сочинения части С.

На всех этапах обучения следует осуществлять подготовку к части С. Уже в 5 классе можно рассказать детям о «трёх китах» любого произведения. «Прежде чем начать писать, - говорил Горький5, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.

Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро. Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но только потому, что редко у кого возникает желание. На единый государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать текст.

На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.

Итак, заветная формула:

П = Т+ И+Ф,

где П – произведение

Т - тема (т.е. о чём?)

И – идея (т.е. зачем? для чего?)

Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.

Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

Форма – совокупность приёмов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения.

Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать их при анализе любого текста, будь то обычное упражнение или произведение на уроке литературы.

В 11 классе проводится самая глубокая работа по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть, в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет три умения:

1) внимательно читать предложенный текст;

2) понимать читаемый текст;

3) определять тему текста, позицию автора;

4)формулировать основную мысль своего высказывания;

5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит, провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по следующему плану:

1.     Тема.

2.     Идея.

3.     Форма: а) стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические средства выразительности; д) стилистические фигуры речи; е) синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

Анализ проводится поэтапно: вступление, основная часть (выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.

Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы, чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т.д.

Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим. Описание подготовки к написанию части С

является очень объемным, я же не ставила подобной задачи в своем реферате, поэтому освещаю только самые важные приемы и методы этого направления своей деятельности.

И последним этапом подготовки к ЕГЭ является решение полных вариантов ЕГЭ на время. Вначале совместно с классом решаем один вариант, комментируем решение, повторяем правила, записываем их в форме тезисов, затем начинается индивидуальная работа: каждый берет свой вариант, решает его и несет на проверку, вместе с учителем делается работа над ошибками. Каждый идет к своей цели, никто никому не мешает.

В заключение хочу подчеркнуть, что не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов.

     А сейчас я приготовила несколько презентаций с заданиями ЕГЭ, которые, на мой взгляд, вызывают у ребят трудности. Попробуем их решить вместе.