Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе преподавания биологии и химии.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе преподавания биологии и химии.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем. Основная цель такого обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других.

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная Концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить личностное развитие учащихся.

На мой взгляд, исследовательский принцип, в технологии проектного обучении, предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника - тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности СОтрудничества, СОавторства, СОтворчества. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. Организация исследовательской деятельности во время урока биологии и во внеурочной деятельности дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, пониманием) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.

Таким образом, в результате исследовательской деятельности решаются следующие цели:

·  создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса биологии.

·  развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

·  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся.

·  Овладение умениями использования информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма.

·  Обучению умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы.

·  Формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты реферативной работы, ведения дискуссии.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в результате исследовательской деятельности учащиеся школы будут овладевать следующими качествами личности:

·  Умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.

·  Творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи.

·  Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы.

·  Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения.

Особенно важно отметить, что в научно-исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие я-концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.

Технология исследовательской деятельности учащихся.

Содержание исследовательской деятельности - это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений - логических, информационных, коммуникативных, организационных.

Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников можно разделить на несколько видов, понимая, однако, что разделение достаточно условное и зачастую предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Во-первых, возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.

·  Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешение поставленной учителем проблемы и др.

·  Существуют множество нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок «удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов, урок-рассказ об учёных и др.

·  Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, постановка исследовательской задачи, разработка методики эксперимента, формулировка выводов, защита результатов экспериментального исследования)

Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности:

·  Исследовательскую практику.

·  Защита выпускной экзаменационной работы

·  Образовательные экспедиции (поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями)

·  Факультативные занятия

·  Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО)

·  Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях.

·  Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

·  Первый этап - учебно-исследовательская деятельность на уроке. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез.

·  Второй этап-система предпрофильного образования на курсе по выбору «Генетика человека» для учащихся 9-х классов. На занятиях школьники выполняют реферативные работы, знакомясь с основами научно-исследовательской работы.

·  Третий этап - научно-исследовательская деятельность во внеурочной работе, участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. В 6 классе  мы проводим исследования по изучению лекарственных, редких, ядовитых растений нашей местности. Рассматривая явление листопада, изучаем вредное влияние сжигание листвы на здоровье человека. На весенней экскурсии по пришкольной территории проводится мониторинг состояния зеленых насаждений. Учащиеся выполняют творческий проект по ландшафтному дизайну пришкольной территории. В 7 классе, изучая курс зоологии, школьники рассматривают многообразие животного мира на местном материале, выявляют редкие виды животных, прослеживают изменения видового состава, численности. В этом роде деятельности учащихся я играю роль консультанта. Результаты исследований оформляются в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.

Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно учителю предметнику создать творческую атмосферу, поддержать ребенка. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Для того чтобы побудить школьника к такому виду деятельности, я определила для себя источники активности учащегося:

·  познавательная потребность

·  потребность в самовыражении и самореализации

·  потребность в самопознании и в самовоспитании

·  потребность в социальном признании.

Наиболее сложные исследования как показала практика, необходимо проводить в старших классах. В этом возрасте для учителя важно формировать у учащихся понятийный аппарат для ведения научного исследования. Обычно индивидуально, а также в рамках работы в 9-11-х классах, я провожу обучение работы с источниками информации:

·  различные приемы работы с текстами

·  составление плана текста учебного исследования

·  цитирование, копирование фрагментов

·  систематизация полученных данных

·  методика написания чернового варианта работы по требованиям научно - практической конференции

Учащиеся получают методические рекомендации по защите работы на школьном этапе научно-практической конференции. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из причин поведения учащихся не соответствующего принципам здорового образа жизни. В связи с этим я стараюсь научить школьников проводить исследования, побуждающие анализировать социальную среду с точки зрения ее влияния на здоровье. Такие исследования личностно ориентированы и вызывают интерес. Защита своей работы на научной конференции позволяет школьнику оценить себя.

Анализируя работу, в результате собеседования с учащимися, выполняющими исследовательскую деятельность - получили практические навыки, научились составлять проект исследования, анализировать полученные результаты. Как результат работы призовые места за исследовательскую деятельность на муниципальном, региональном уровне. Но надо отметить все-таки научно-исследовательскую деятельность выбирают учащиеся, которые определились с выбором профессии и поступлением в высшие и профессиональные учебные заведения. Учащиеся 9-х классов проявляют наибольший интерес к исследованиям по валеологии и экологии. Однако и здесь возникают проблемы: в связи с высокой загруженностью старшеклассников появляется нехватка времени для написания работы, неумение организовать свою исследовательскую деятельность, уложиться в намеченные сроки, интерес к написанию таких работ проявляют в основном девочки.

В ходе изучения химии в 10-11 классах можно проводить такие уроки исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям. 
В ходе изучения раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: «Контроль качества продуктов питания», «Анализ минеральной воды и прохладительных напитков», «Препараты бытовой химии в нашем доме. 

Результативность опыта.

 Мои воспитанники ежегодно активно участвуют в работе муниципальной научно-практической конференции, региональном конкурсе исследовательских работ.

Российские конкурсы:

 2016 г. Исследовательская работа «Туристические маршруты Яльчикского района» (Киргизова Александра, 9 кл) .

Региональные конкурсы:

2016 г. Исследовательская работа «Туристические маршруты Яльчикского района» (Киргизова Александра, 9 кл) – 1 место

2015 г. Исследовательская работа «Пластиковые бутылки: находка или проблема человечества».

Исследовательская работа «Зубные пасты: миф или реальность» (Горбунова Наталия 10 кл.).

Исследовательская работа «Прошлое и настоящее реки Большая Була» (Скрипкина Алина, 11 кл)

2013 г. Исследовательская работа «Исследование свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека» (Горбунова Наталия 10 кл.).

2012 г. Исследовательская работа «Особенности климата нашего края» (Мекшеева Евгения, 11 кл.) – 1 место

Исследовательская работа «Исследование средсвв для мытья посуды и их влияние на биологические объекты» (Иванова Алина, Рыбкина Кристина, 10 кл.)

Исследовательская работа «Акварельные краски. Их состав и изготовление»

Исследовательская работа «Ржа ест металл»

Положительный итог исследовательской деятельности учащихся - расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.

Я думаю, что практика решения жизненных задач в процессе такой деятельности - это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе, влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.