Славяне считали, что новый год начинается со дня весеннего равноденствия. После принятия христианства для празднования Рождества они тоже выбрали ель. На Рождество ель украшали огнями и плодами фруктов, орехами. Возле елки надлежало веселиться, играть на музыкальных инструментах, петь и плясать.
Христианская церковь долгое время отказывалась от народного обычая украшать дома и храмы хвойными ветвями на Новый год. Прошли столетия, прежде чем возродилась традиция украшать дерево во время праздника. В XIII веке ель стала обязательным атрибутом праздника Рождества. Следует отметить, что этот народный обычай получил распространение не только среди простых людей, но и среди знати. Устанавливая в своих домах ель, люди верили, что с ее помощью одержат победу над любыми стужами.
В России первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева ель сделала еще в XVIII веке, после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...» В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царский указ после смерти Петра был подзабыт, и распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже. Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать.
Использованные сайты: http://www.astromeridian.ru/poetry/ http://www.astromeridian.ru/poetry/istorija__elki.html