Одаренность - это индивидуальное сочетание способностей

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод.
 
В.А. Сухомлинский 

          Работая в школе вот уже 26 лет, постоянно убеждаюсь в том, что  все дети разные, их   интеллектуальный  и творческий  потенциал возрастает из года в год,  поэтому работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

                          Так что же такое одарённость?

Одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Таким образом, одаренность не сводится к сумме навыков и умений, хотя и требует оных в опыте человека.

Впервые это определение одаренности было принято Комитетом по образованию США (1972 г.).

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей:

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое или продуктивное мышление;

            -лидерские способности;
           - художественные и исполнительские искусства.

Как же обеспечить и добиться качественной продуктивности в работе с одаренными детьми? Способствует этому, прежде всего, разработанные и утвержденные министерством образования специальные программы и соответствующие им учебники. Например, для русского языка  – это программа Разумовской, а по литературе - Коровиной. Все эти программы отличает высокая креативность (способность к творчеству), высокая вовлеченность в задачу (мотивация), уровень способностей (в том числе интеллектуальных), по крайней мере выше среднего.

Отличительной способностью концепции одаренного человека является, как вы заметили, включение творческих способностей, работа с творчески одаренными детьми. Причем рассматриваются те способности, которые уже проявились и те, которые смогут проявиться.

В работе с одаренными детьми я прежде всего опираюсь на эту сторону, т.е. пытаюсь развить творческие способности, благо этому способствуют учебные программы, те задания, которые предлагаются учащимся. Например, после изучения каких-то тем, связанных с жанрами художественных произведений, как правило, отводится урок «Творческой лаборатории».

Дети пишут – создают, сочиняют сказки, стихи, анекдоты, считалки, загадки, басни, юмористические рассказы, эссе…

Также этому способствуют и некоторые задания, которые даются при изучении нового материала, например, придумать предложения, иллюстрирующие теоретический материал того или иного параграфа.

Творческие работы в ходе изучения литературы приобретают аналитический характер.

Есть и другие формы работы с одаренными детьми, которые я использую в своей рботе. Это:

- Логические задачи:

А) подчеркните лишнее: дом, иглу, бунгало, контора, хижина (контора: люди не живут в конторах);

Б) вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе: ст(…)ьер (вол);

В) Вставьте пропущенную букву: Д Ж К Н С … (Ф; в алфавитной последовательности пропускаются поочередно 2 и 3 буквы).

- Лингвистические задачи:

А) Две бочки ехали: одна с вином,

Другая

Пустая.

Какая бочка станет главной героиней в басне И.А.Крылова «Две бочки»?

Б) Она пекла большие караваи

И

Щи варила в звонком чугуне…

Почему И выделено отдельной строкой?

В) Так проповедовал Евгений__

Сквозь слез не видя ничего__

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.   (А.С.Пушкин. Евгений Онегин)

Поставьте знаки препинания.

- Письменные творческие задания:

А) сочинения разных видов: пейзажная зарисовка; портрет; сочинение по заданному сюжету; размышление и другие;

Б) творческие задания по литературе: прочитали басни – сочиняем басню, прочитали сказки – сочиняем сказки, работаем по теме «Загадки» -- сочиняем загадки и т.д.

Любитель мышей –

Бери у него иголку

И шей.

- Работа с иллюстрациями:

А) иллюстрирование на уроках русского при изучении темы «Лексика»: многозначные слова, переносное значение слова, слова-омонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, профессиональные слова и т.д.;

Б) иллюстрирование на уроках литературы: 1)отработка литературо- ведческих понятий (пейзаж, портрет, интерьер, эпизод), 2) собственная интерпретация учеником художественного образа; 3) внимание к деталям, 4) соответствие историческому времени, 5) умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

- Выразительное чтение: глубокое постижение художественного образа, отношение автора к своему герою или к описываемой ситуации, личное отношение к читаемому.

- Инсценирование возможно не только на уроках литературы (особенно это эффективно при изучении темы «Басни»), но и на уроках русского языка, например, при изучении темы «Фразеологизмы» можно инсценировать происхождение фразеологизмов «на воре шапка горит», «орать во всю ивановскую» и т.д.

- Уроки-игры: КВН, турниры знатоков, «Своя игра», «Умники и умницы».

Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Задачи научно-исследовательской работы:

- привлечение учащихся к исследовательской работе и пропаганде научных знаний;

- стимулирование интереса к исследовательской работе;

- развитие навыков самостоятельного мышления и расширение интеллектуального кругозора учащихся;

- развитие у учащихся способности формулировать собственное мнение и умение защищать результат своей работы;

- развитие навыков публичного выступления, ведения научной дискуссии через общественную защиту своих работ.

Основополагающими в работе являются:

- индивидуализация работы с одаренными и продвинутыми детьми;

- свобода выбора тем и направлений исследовательской работы

- партнерские отношения учитель-ученик.

 

 

Но не только перечисленные ранее формы работы обеспечивают повышения качества образования, этому способствует развитие у детей волевых, личностных способностей, но здесь уже от меня требуются усилия не только как учителя-предметника, но воспитателя.

В старших классах возрастает внимание к особенностям жанров ученических сочинений, особенно это становится важным при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.

Цели моей работы как учителя русского языка и литературы:

- формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному языку РФ;

- повышение качества образования по русскому языку и литературе;

- развитие языковой культуры, внимательного отношения к слову;

- развитие талантливого чтения;

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка к успешной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Ученики должны осознать, что язык делает человека личностью, включает его в социальную деятельность, что в языке сохранена целая страна.

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

А результат моей работы - это успехи моих учеников.

2017 год, как вы все уже знаете, в Чувашской Республике объявлен Годом Матери и Отца. В связи с этим во всех классах провела конкурсы сочинений и презентаций на темы «Традиции моей семьи», «Наши семейные ценности». Участие было обязательным для всех. Конечно, определенный процент детей выполнил работы только ради оценки, но были и те, кто заинтересовался темой, захотел узнать больше о своей семье. Например, Марков Сергей (7 класс) собрал достаточно материала, что мы решили принять участие в НПК 12 апреля. А с пятиклассниками по своим сочинениям составили презентации и провели урок защиты проектов. Конечно, не все получается, часто многое приходится подсказывать самой, творческой фантазии пока мало, но уже есть какие-то результаты. В этом учебном году мы приняли участие в международных-играх-конкурсах «Пегас» по литературе (25 учащихся) и «Олимпус» по языку (18 учащихся). Результаты пока не известны. С Марковым  Сергеем отправили работу на Конкурс творческих письменных работ «Строкой проникаю в Гагарина жизнь» VI Международного Гагаринского фестиваля. С восьмиклассниками написали письмо погибшему афганцу, участвуя во Всероссийском конкурсе школьных сочинений. Также написали эссе по творчеству Пушкина и отправили на другой Всероссийский конкурс. Надеемся, что результаты будут. На предметных олимпиадах Дементьевой Анастасии (8 кл) удалось стать призером (2 место) по литературе. В последнее время, ни для кого не секрет, очень трудно работать с детьми. Она еще затрудняется тем, что наши классы очень разноуровневые, а задача учителя – научить всех учеников. Вот и начинают наши одаренные сравнивать себя со слабыми и возноситься выше носа своего. «Можно сегодня побездельничать, я это уже знаю». Постепенно работа вполсилу входит в привычку. Пример наглядный – Настя, Марков,.. Будем надеяться, удастся их переубедить.