Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Работая в школе вот уже 26 лет, постоянно убеждаюсь в том, что все дети разные, их интеллектуальный и творческий потенциал возрастает из года в год, поэтому работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Так что же такое одарённость?
Одаренность - это индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Таким образом, одаренность не сводится к сумме навыков и умений, хотя и требует оных в опыте человека.
Впервые это определение одаренности было принято Комитетом по образованию США (1972 г.).
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей:
- общие интеллектуальные способности;
- конкретные академические способности;
- творческое или продуктивное мышление;
-лидерские способности;
- художественные и исполнительские искусства.
Как же обеспечить и добиться качественной продуктивности в работе с одаренными детьми? Способствует этому, прежде всего, разработанные и утвержденные министерством образования специальные программы и соответствующие им учебники. Например, для русского языка – это программа Разумовской, а по литературе - Коровиной. Все эти программы отличает высокая креативность (способность к творчеству), высокая вовлеченность в задачу (мотивация), уровень способностей (в том числе интеллектуальных), по крайней мере выше среднего.
Отличительной способностью концепции одаренного человека является, как вы заметили, включение творческих способностей, работа с творчески одаренными детьми. Причем рассматриваются те способности, которые уже проявились и те, которые смогут проявиться.
В работе с одаренными детьми я прежде всего опираюсь на эту сторону, т.е. пытаюсь развить творческие способности, благо этому способствуют учебные программы, те задания, которые предлагаются учащимся. Например, после изучения каких-то тем, связанных с жанрами художественных произведений, как правило, отводится урок «Творческой лаборатории».
Дети пишут – создают, сочиняют сказки, стихи, анекдоты, считалки, загадки, басни, юмористические рассказы, эссе…
Также этому способствуют и некоторые задания, которые даются при изучении нового материала, например, придумать предложения, иллюстрирующие теоретический материал того или иного параграфа.
Творческие работы в ходе изучения литературы приобретают аналитический характер.
Есть и другие формы работы с одаренными детьми, которые я использую в своей рботе. Это:
- Логические задачи:
А) подчеркните лишнее: дом, иглу, бунгало, контора, хижина (контора: люди не живут в конторах);
Б) вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе: ст(…)ьер (вол);
В) Вставьте пропущенную букву: Д Ж К Н С … (Ф; в алфавитной последовательности пропускаются поочередно 2 и 3 буквы).
- Лингвистические задачи:
А) Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Какая бочка станет главной героиней в басне И.А.Крылова «Две бочки»?
Б) Она пекла большие караваи
И
Щи варила в звонком чугуне…
Почему И выделено отдельной строкой?
В) Так проповедовал Евгений__
Сквозь слез не видя ничего__
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин)
Поставьте знаки препинания.
- Письменные творческие задания:
А) сочинения разных видов: пейзажная зарисовка; портрет; сочинение по заданному сюжету; размышление и другие;
Б) творческие задания по литературе: прочитали басни – сочиняем басню, прочитали сказки – сочиняем сказки, работаем по теме «Загадки» -- сочиняем загадки и т.д.
Любитель мышей –
Бери у него иголку
И шей.
- Работа с иллюстрациями:
А) иллюстрирование на уроках русского при изучении темы «Лексика»: многозначные слова, переносное значение слова, слова-омонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, профессиональные слова и т.д.;
Б) иллюстрирование на уроках литературы: 1)отработка литературо- ведческих понятий (пейзаж, портрет, интерьер, эпизод), 2) собственная интерпретация учеником художественного образа; 3) внимание к деталям, 4) соответствие историческому времени, 5) умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
- Выразительное чтение: глубокое постижение художественного образа, отношение автора к своему герою или к описываемой ситуации, личное отношение к читаемому.
- Инсценирование возможно не только на уроках литературы (особенно это эффективно при изучении темы «Басни»), но и на уроках русского языка, например, при изучении темы «Фразеологизмы» можно инсценировать происхождение фразеологизмов «на воре шапка горит», «орать во всю ивановскую» и т.д.
- Уроки-игры: КВН, турниры знатоков, «Своя игра», «Умники и умницы».
Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Задачи научно-исследовательской работы:
- привлечение учащихся к исследовательской работе и пропаганде научных знаний;
- стимулирование интереса к исследовательской работе;
- развитие навыков самостоятельного мышления и расширение интеллектуального кругозора учащихся;
- развитие у учащихся способности формулировать собственное мнение и умение защищать результат своей работы;
- развитие навыков публичного выступления, ведения научной дискуссии через общественную защиту своих работ.
Основополагающими в работе являются:
- индивидуализация работы с одаренными и продвинутыми детьми;
- свобода выбора тем и направлений исследовательской работы
- партнерские отношения учитель-ученик.
Но не только перечисленные ранее формы работы обеспечивают повышения качества образования, этому способствует развитие у детей волевых, личностных способностей, но здесь уже от меня требуются усилия не только как учителя-предметника, но воспитателя.
В старших классах возрастает внимание к особенностям жанров ученических сочинений, особенно это становится важным при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.
Цели моей работы как учителя русского языка и литературы:
- формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному языку РФ;
- повышение качества образования по русскому языку и литературе;
- развитие языковой культуры, внимательного отношения к слову;
- развитие талантливого чтения;
- развитие творческих способностей учащихся;
- подготовка к успешной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Ученики должны осознать, что язык делает человека личностью, включает его в социальную деятельность, что в языке сохранена целая страна.
На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
А результат моей работы - это успехи моих учеников.