Система работы с одаренными детьми как фактор повышения качества образования

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Многих из нас волнует вопрос – а как выявить одаренного ребенка?

Как выявить одаренного ребенка - признаки одаренности

o    одаренный ребенок – это всегда творческая личность

o    его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребенка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых, а иногда даже и превосходят их

o    чтобы выявить одаренного ребенка, помните, что такой ребенок не тривиален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов. Это такие, из высказываний которых состоят рубрики «говорят дети»

o    эти дети весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они докапываются, разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать.

o    такие дети живо интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений. Часто любят головоломки, ребусы, загадки. Их решения часто оригинальны и нестандартны. Им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он.

o    они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе, грешат тем, что порой ставят себе сверхзадачи.

o    одаренные дети проявляют выраженный интерес к определенным занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы

o    сон одаренный одаренных детей менее продолжителен. Им «не дают уснуть» или «будят» мысли и идеи

o    у них обычно повышенная чувствительность, особенно в повседневной жизни, или когда они не поглощены любимым занятием, иногда они излишне бескомпромиссны

o    им свойственны богатая фантазия и чувство юмора.

o    этих детей отличают упорство и настойчивость в достижении цели.

Как обучать одаренного ребенка?

К огромному сожалению, программа нашей общеобразовательной школы настолько далека от совершенства, и настолько привязана к идее «всеобуча», когда независимо от способностей, каждый претендует на одинаковое внимание учителя, что одаренные дети просто напросто игнорируют это учебное заведение.

Наши школы элементарно не отвечают запросам одаренных детей. Все это выливается в стойкую неприязнь к школе. Специалисты утверждают, что любой ребенок может стать одаренным, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста (ярким примером этому являются дети, которых мы видим в передаче «Лучше всех»). Учите своего ребенка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и найти себе интересное дело, даже если Вас и не будет рядом. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Возникает другой вопрос:  каким способом выстраивать работу с одарёнными  детьми?

Моя  система работы с одаренными детьми включает в себя следующие этапы:

-              выявление одаренных детей; 

-              развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках;

-              развитие творческих и интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-              создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, мы должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках русского языка и литературы  используются творческие задания, занимательные материалы и задачи.

После  изучения той или иной темы я стараюсь детям давать творческие задания (Презентация «Творческие работы моих учеников»), которые помогают мне не только выявлять одарённых детей, но проверить, насколько прочно усвоен материал (Проектные работы уч-ся 6 класса).

На уроках русского языка при объяснении правописания того или иного слова предлагаю детям подумать над этимологией слова. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» в 6 классе учащимся предлагается подумать над вопросом: от каких слов могли образоваться прилагательные «коричневый», «голубой», «синий» и т.д.

Очень любят учащиеся игру-физкультминутку «В клетке». Эта игра развивает зрительную память. Это тоже способ выявления способных детей.

Не все могут справиться с этой игрой, тем более что в каждый раз мы усложняем эту игру.

Хорошую поддержку  в преподавании русского языка и литературы   играет  применение информационных технологий. Интерактивная доска в кабинете русского языка и литературы облегчает использование коллекции презентаций по многим темам и учебных видеороликов.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей и во внеурочную деятельность по русскому языку и литературе. Невозможно привить интерес учащихся к предмету, если сам учитель своим предметом не увлечен.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, республиканского и всероссийского  уровней проводится  в течение всего учебного года.

Для подготовки учащихся к олимпиадам используется индивидуальный подход, корректное выстраивание образовательной траектории развития для каждого участника олимпиады.  При индивидуальных и групповых занятиях с олимпиадниками выработаны следующие правила:

-               не навязывать учащимся свое понимание вопроса как единственно верное;

-               не оставлять без внимания ни один вопрос учащихся, даже если на него нельзя  ответить немедленно;

-               не подменять мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.

Перед проведением школьного этапа олимпиады все  участники замотивированы на достижение высоких результатов. С победителем ведется индивидуальная подготовка к олимпиаде. Основной метод подготовки к муниципальному этапу заключается  в самостоятельном изучении информации и закрепление практикой.

Нужно сказать, что если ученик впервые участвует в олимпиаде, его обязательно нужно ознакомить со структурой олимпиадных работ, чтобы он не растерялся на самой олимпиаде. Лучшие результаты обычно показывают те учащиеся, которые уже неоднократно участвовали в олимпиадах и знают, что их ожидает.

Я считаю, что обязательный момент при подготовке к олимпиаде - это рефлексия. На каждом этапе подготовки к олимпиаде ученик должен анализировать, что ему удалось, что не удалось за день подготовки, с какими заданиями он справляется хуже, чтобы в индивидуальный план вносить коррективы.

 Для одаренного ребенка важен личностный рост, поэтому без рефлексии достичь роста сложно. Необходимо отметить: чтобы победить, участник олимпиады должен очень много готовиться самостоятельно, используя различные информационные ресурсы, включая компьютерные. После проведения муниципального этапа олимпиады независимо, занял ученик призовое место или нет, всегда проводится разбор заданий.

Не могу не отметить, что нельзя достичь результатов, если считаться с личным временем. За годы  работы с олимпиадниками,  мы не знали что такое осенние, зимние каникулы, а также праздники.  

За годы систематической работы с одаренными детьми имеются результаты олимпиад различных уровней: 3 призёра на региональном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку, 3 ученика чуть-чуть недобрали баллов до призового места на региональном этапе по литературе. Количество призёров муниципального этапа олимпиады перевалило за 30, а за последние 5 лет – 6 призёров.

Не менее важной работой с одаренными детьми является участие в различных конкурсах. Например, начиная с младших классов, выявляются учащиеся с высокой познавательной активностью и целеустремленностью. С этими учащимися проводятся занятия во внеурочное время, они активно участвуют в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок». Если участвуя в других дистанционных конкурсах, ответы легко можно найти в интернете, то здесь, помимо знаний, необходимы логическое мышление, смекалка и находчивость. И справляться со сложными заданиями могут только одаренные дети.

  Современная жизнь и развитие системы образования предъявляет к учителям широкий круг требований. Особое внимание уделяется развитию у школьников механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Большую роль в решении этих проблем играет  организация учебно-исследовательской работы.

    Как показывает опыт нашей школы, интерес к такой, в значительной степени, самостоятельной работе проявляется уже в младшем школьном возрасте. Наши  дети  обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы при написании рефератов, различного рода заданий, способны не терять с поля зрения значимую цель, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления.

 В районной научно-практической конференции школьников «Эксельсиор» (секция «Языкознание »)  Димухаметова Гузель в 2017 году стала победителем, удачно  выступив с работой «Старинные русские меры длины в пословицах и поговорках и в русской литературе»

Исследовательская деятельность учащихся способствует расширению их кругозора, умению работать самостоятельно, развитию грамотной речи; учит отстаивать свою точку зрения и в результате всего этого помогает школьникам лучше адаптироваться в обществе, стать более уверенными в себе.

 Таким образом, олимпиады, конкурсы и исследовательская деятельность  являются важным направлением работы с одаренными детьми. При подготовке одаренных детей  нужно психологически настроить участника на успех, подобрать индивидуальный план подготовки и использовать различные приемы и методы обучения. Главной задачей учителя  при этом является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся.

Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие,  потому что, во-первых,  видна  отдача, результаты  труда, во- вторых, виден личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными людьми, можно свободно обмениваться точками зрения, у них можно чему-то поучиться.

Заканчивая свое выступление,  хотелось бы подчеркнуть, что главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.  Только сотворчество учителя и ученика  должно присутствовать  в процессе воспитания и обучения.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей необходимо. Ведь одаренные дети есть и всегда будут. И развивать их надо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом! Это один из факторов повышения качества образования.