Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы

                                                        «Даже если человек страдает сам из-за себя,

                                                      разве не лучше, чтобы ему помогли,

                                                      если кто-то на это способен?»

                                                                                            Серен Кьеркегор.

 

Тема сегодняшнего педсовета «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

Для начала нужно дать определение понятий «асоциальное поведение» и «профилактика». Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).

Цель педсовета:

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе
  • разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

Задачи:

  • определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.

К числу  безнадзорных детей согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" мы относим всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей.

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данный закон определяет основные понятия

безнадзорный

беспризорный

антиобщественные действия

семья, находящаяся в социально опасном положении,

индивидуальная профилактическая работа

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Это- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

определяет перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

определяет Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1)      безнадзорные или беспризорные.

2)      занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством.

3)       содержащиеся в:
- социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних;
-социальных приютах;
- центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации (территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи).

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

1. Уклонение от учебы вследствие:

- неуспеваемости по большинству предметов;

- отставания в интеллектуальном развитии;

- ориентация на другие виды деятельности;

- отсутствие познавательных интересов.

2. Общественно-трудовая активность:

- отказ от общественных поручений;

- пренебрежительное отношение к делам класса;

- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

- пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

- употребление спиртных напитков;

- употребление психотропных и токсических веществ;

- тяга к азартным играм; - курение;

- нездоровые сексуальные проявления.

4.Негативизм в оценке явлений действительности
 5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

- грубость;

-драки;

- прогулы, пропуски занятий;

- недисциплинированность на уроках;

- избиение слабых, младших;

- вымогательство;

- жестокое отношение к животным;

- воровство;

- нарушение общественного порядка;

- немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

- равнодушное;

-скептическое;

- негативное;

- ожесточенное.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются:

1) профилактическая беседа;

2) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) профилактический учет и контроль;

4) направление в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

5) меры воспитательного воздействия;

6) защитное предписание;

7) административное взыскание;

8) меры, принимаемые по приговору суда.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних определяются с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений.

Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение  положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение  состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей;  изучение основных ценностных ориентиров школьника.

            Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска :       

- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

          -запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и  социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики (анализ уровня воспитанности по методике Капустина, социометрические исследования, методики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

-методы самоизучения и самооценки (анкеты, сочинения, тестирования, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)

Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося  привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

       1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

       2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

       3) игры, направленные на самопознание.

По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения  раз в четверть классным руководителем должна  заполняться карта наблюдений. Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

 Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.

    В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов «трудным»  детям, недоработки в воспитательно-профилактической  работе. Предлагаю вам выполнить тест, который позволит  каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

Входной тест для классных руководителей.

Отвечать «да» или «нет»

1.      Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2.      Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3.      Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4.      Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5.      Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

6.      Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

7.      Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

8.      Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

9.      Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

10.  Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

11.  Обучаю детей методам самовоспитания.

12.  Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

13.  Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

14.  Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

15.  В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

16.  Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

17.  Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

18.  Не ставлю на ребенке крест.

19.  Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

20.  Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

21.  Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

22.  В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

23.  Умею смотреть на вещи глазами подростка.

24.  Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

 

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

 

Итак, мы определили, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна.  Необходимым условием эффективности воспитательно– профилактической работы является ее систематичность. Теперь давайте заполним таблицу «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

 «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

 (На каком месте)

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

 

Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

детьми группы «риска».

Документация

1.      Карта индивидуального профилактического сопровождения учащегося

2.      Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.

3.      Социальный паспорт семьи

4.      Психолого-педагогическая  карта  учащегося

5.      Характеристика трудновоспитуемого ученика и его семьи

6.       Акты посещения семьи, листы индивидуальной беседы

7.      План профилактической  работы на четверть.

8.      Карта наблюдений ( для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется  один  раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом совместно.

9.      Мониторинг социальной адаптации подростка

10.  Учет профилактической работы  по форме:

Дата

Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия

 

Роспись ученика и участников

 

Основные направления профилактической работы:

-  Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.

- Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

- Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

- Иметь тесную связь с руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.

- Каждую  четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на школьную комиссию по профилактике.

- Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

- Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

- Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

- Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

- Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

- Поддерживать тесную связь с ПДН, КДН. Организовывать с ними встречи.

- Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры)

     Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

 

    Как видим, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические. К  факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:

1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения);

2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

а) Привлечь к себе внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.  Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш. Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Главные усилия нам нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи.  Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Дети учатся жить у жизни:

  1. Если ребенка постоянно критикуют – он учится               ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится -                    быть агрессивным.
  3. Если  ребенка высмеивают – он                              становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках – он учится             жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости – он учится                 понимать других.
  6. Если ребенок растет в честности – он учится               быть справедливым.
  7. Если ребенок растет в безопасности – он учится               верить в людей.
  8. Если ребенка поддерживают – он учится                           ценить себя.
  9. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится                                                           находить любовь в этом мире.

  1. Если ребенка хвалят – он учится                                    быть благородным.

 

Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

 1. Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

2. Классным руководителям вести индивидуальный дневник наблюдений, где фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение учащихся; составить план работы наставника с детьми «группы риска», проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей девиантного поведения. Проводить анализ психолого- педагогических карт, ежемесячно проводить тематические беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

3. Социальным педагогам проводить систематическую работу с детьми «группы риска», продолжить работу по профилактике употребления вредных веществ.