Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся

            В условиях  экономической нестабильности, обострения межнациональных отношений, утраты духовности - исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.                                                                                                                          Однако сегодня и сама школа переживает сложные времена. К существовавшим ранее проблемам добавляются новые и одной из самых острых по-прежнему, остается проблема воспитания.

  Одним из важнейших направлений воспитательной  работы является работа по нравственно-правовому и семейному воспитанию,  профилактика асоциального поведения. Воспитание патриота и гражданина невозможно без воспитания законопослушного человека, осознающего необходимость соблюдения законов своей страны и порядка, регламентированного этими законами.

    Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников. Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело ( анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

В компетенцию   образовательных учреждений  входит: (из «Закона об   образовании»)            1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

                2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по неуважительным причинам  занятия, принятие мер по их воспитанию и получению основного общего образования.

        Несовершеннолетний,  находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или  здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.

        Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

При профилактике асоциального поведения образовательное учреждение выполняет следующие задачи:

1.            Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

    Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками.

        Если обучающийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».

      2. Борьба с прогулами занятий.

          У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если  не принять своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.

        Классные руководители  должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае  пропуска занятий обучающимся  необходимо выяснять у родителей  причину отсутствия.

        Если прогулы носят систематический характер, подключаем  заместителя по УВР, ВР, социального педагога, работников полиции и КДН и ЗП.

 3. Организация досуга учащихся

    Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

        Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск  асоциального поведения.

   4. Пропаганда здорового образа жизни.

              потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

              озабоченность перспективой,  как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

              потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

              готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

5. Правовое воспитание.

              Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.

              На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной  ответственности  взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

 6. Профилактика наркомании и токсикомании.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.

8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении

              классные руководители и социальный педагог  знакомятся с жилищными условиями учащихся,

              в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,

              составляют акты обследования жилищных условий,

              выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Обучение родителей способам общения с «трудными детьми»

              установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

              разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин   негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

              формирование у родителей  правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;

              формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

9. Проведение индивидуальной воспитательной             работы.

              Выявление детей с асоциальным поведением.

              Постановка на внутришкольный контроль.

              Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы .

Процедура постановки на внутришкольный контроль

1.            Заявление (информация о  конкретных отклонениях от социальных норм в поведении, например, систематические прогулы, склонность к бродяжничеству, или вымогательству, агрессивные действия  и т.д.)

2.            сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.

Информационный блок

1.            педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

2.            заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения; сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его  положение в этой группе, его  отношения в классном коллективе.

3.            заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);

4.            акт обследования жилищных условий;

5.            полная информация о семье (состав, материально-бытовые условия, образовательный уровень родителей, род занятий, характер взаимоотношений родителей с ребенком).               

Основные направления профилактической работы

Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми.

Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.

Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.

Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН.

Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

Не ставьте на ребенке крест.

Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Пять правил воспитания положительной привычки у детей.

Для того, чтобы в человеке воспитать положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что без нее жизнь превратиться в катастрофу. Например, ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, неуспеваемости и т.д.

Человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной вредной привычки. Можно 1000 раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявлять жесткость и твердость.

Необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка в положительных привычках приводит к их закреплению.

Нельзя бесконечно говорить обладателю плохой привычки, что он - ее хозяин. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие дети и так знают, что у них есть вредные привычки. Надо быть очень авторитетным среди учащихся, чтобы они стали прислушиваться к вам и исправляться.

Для проявления положительных привычек классный руководитель должен создавать условия. Если классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы.

Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА

- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны

- Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).

- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

 

- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

Классный руководитель осуществляют деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения по следующему алгоритму:

Определение состояния здоровья.

Выяснение причин поведения.

Определение круга авторитетных для ребёнка лиц и выяснения их отношения к данному поведению.

Подключение к коррекции тех авторитетных людей, которые отрицательно относятся к данным формам поведения.

Ограничение контактов (в интересах ребёнка) с теми лицами, которые вовлекают несовершеннолетнего в данные формы поведения.

Формирование у ребёнка границ поведения (правовых и нравственных норм) и ответственности за своё поведение.

Поиски и организация деятельности, замещающей прежние асоциальные увлечения.

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

      Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.

        Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

 «Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.

 

Тестирование классных руководителей

Предлагаю выполнить тест, который каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

Отвечать «да» или «нет»

 

Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

Обучаю детей методам самовоспитания.

Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

Не ставлю на ребенке крест.

Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

Умею смотреть на вещи глазами подростка.

Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

 

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

 

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

 

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.


 

 

Методы раннего выявления детей группы риска :

- изучение школьной документации

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье

-методы педагогической диагностики

-методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс

- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики (анализ уровня воспитанностипо методике Капустина, социометрические исследованияметодики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

-методы самоизучения и самооценки (анкеты, сочинения, тестирования, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)

Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.

Определение уровня обучаемости.

Изучение состояние физического здоровья ребенка.

Установление степени искажений духовных потребностей: в общении, в эмоциональной привязанности, в положительных впечатлениях, в положительной оценке личности, в творческой деятельности.

Изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями,опросы мнений.

В-третьих, проведение педагогической диагностики:

·         Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);

·         Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);

·         Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);

·         Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

·         Социометрия.

Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующиеметоды самоизучения и самооценки:

 

1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

3) игры, направленные на самопознание.

По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем и психологом должна заполняться карта наблюдений.

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом совместно.

Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.

 

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Социальный паспорт семьи

Психолого-педагогическая карта учащегося

Характеристика трудновоспитуемого ученика и его семьи

Акты посещения семьи, листы индивидуальной беседы

План профилактической работы на четверть.

Карта наблюдений ( для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом совместно.

Мониторинг социальной адаптации подростка

Учет профилактической работы по форме:

Дата

Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия

Роспись ученика и участников

Основные направления профилактической работы.

Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.

Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на школьную комиссию по профилактике.

Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

Поддерживать тесную связь с ЦСПСиД, ПДН, КДН и ЗП. Организовывать встречи с курирующими инспекторами ПДН ОП № 2 и ПДН ОП № 3.

 

Подведение итогов.

Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

 

Дети учатся жить у жизни:

 

Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

 

Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

 

Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

 

Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

 

Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

 

Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

 

Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

 

Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

 

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

 

– он учится находить любовь в этом мире.

 

Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

 


 

 

 

          Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, в которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, и преступлений больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности  к труду – и человек будет обладать этими  качествами.
                                                Роберт Оуэн.

Индивидуальное планирование работы с детьми асоциального поведения.

 Цель работы:

1. просвещение родителей, педагогов, учащихся (семинары для педагогов, учащихся; родительские собрания, классные часы, помощь в самообразовании педагогов)

2. консультирование (психологическое, правовое, профессиональное)

3. профилактика (правонарушений, безнадзорности и беспризорности; наркомании, табакокурения, алкоголизма)

4. развитие индивидуальных способностей учащихся (коррекционно-развивающие занятия для учащихся начальной школы; психологические игры и тренинги для учащихся среднего и старшего звена; помощь в выборе проведения досуга)

5. проведение школьных социальных акций («дети – детям», «ветеран живет рядом»)

 Задачи профилактической работы:

1.      оказывать всяческую поддержку детям из семей, находящимся в  СОП, «группы риска», продолжить профилактическую работу с обучающимися и их родителями (законными представителями);

2.       продолжить сотрудничество с субъектами профилактики с целью профилактики правонарушений, беспризорности, употребления ПАВ среди несовершеннолетних, профилактике экстремистских настроений в молодежной среде, профилактике терроризма;

3.      продолжить работу по правовому всеобучу обучающихся и их родителей, работу по защите прав несовершеннолетних;

4.      продолжить работу по пропаганде ЗОЖ;

5.      проводить работу по включению детей и взрослых в процесс социального сотворчества, соц. инициативы, обеспечить общественное признание и поддержку семьям, хорошо воспитывающих своих детей.

         

Решение педсовета:

  1. Продолжить работу по формированию правовой культуры обучающихся, расширяя круг знаний о правах, обязанностях и ответственности за их несоблюдение, развитию у обучающихся гражданской и социальной ответственности;
  2. Продолжить просветительскую работу для родителей на классных и общешкольных родительских собраниях, классных часах;
  3. С  целью совершенствования работы педагогов с обучающимися, в том числе в направлении формирования правовой культуры, приглашать на заседания ШМО  классных руководителей специалистов правопорядка.