Эффективное использование образовательных технологий в подготовке учащихся к ГИА, исключение отрицательных сторон в организации, подготовке и проведении ГИА

                                               «Образование - это индустрия, направленная в будущее»

                                                                                                                               (С.П.Капица)

     Согласно  Закону  Российской  Федерации  “Об  образовании  в  РФ” освоение  общеобразовательных  программ  основного  общего  и  среднего общего  образования  завершается  обязательной  итоговой  аттестацией выпускников  общеобразовательных  учреждений  независимо  от  формы получения образования.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов стала важнейшей частью  нашей  жизни. И это вполне  понятно: несколько напряженных дней в мае - июне способны определить будущее ребенка — кому-то  они  откроют  дорогу  в  престижный  техникум,  вуз,  а  кому-то принесут  разочарование.  Какие  результаты  будут  получены  в  ходе  ГИА,  во  многом  зависит  от  предварительной  подготовки  школы  к  этому напряженному и очень ответственному периоду.     Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную  оценку  своих  знаний,  а  также  предоставление  реальных шансов  поступления  в  вуз,  для  учителей  – возможность  скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем  обсуждения  с  членами  комиссий  учебных  планов,  программ, методик преподавания, отдельных разделов предмета и т.д.). Качественная  подготовка  выпускников  к  экзаменационным испытаниям  предусматривает  проведение  не  отдельных  мероприятий,  а целого  комплекса  последовательных  и  взаимосвязанных  направлений работы,  объединённых  в  программу  подготовки  к  ГИА. 

 

     Процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Вопрос сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей.            Педагог-предметник должен обеспечить обязательный уровень знаний у всех выпускников, при этом, развить потенциальные творческие возможности и способности сильных учеников.

     В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ необходимо выделить следующие составляющие:

·         информационная готовность (информированность о правилах поведения на

экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

·         предметная готовность или содержательная (готовность по определенному

предмету, умение решать тестовые задания);

·         психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя

настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные

действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных

действий в ситуации сдачи экзамена).

   Основные трудности при подготовке обучащихся к ОГЭ И ЕГЭ:

·         непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;

·         нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ;

·         невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;

·         организация и планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по

предмету;

·         отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся

к ОГЭ и ЕГЭ;

   Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающими:

1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их

выполнению;

2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ;

3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать,

4) в ответах на задание части 2 освещение второстепенного материала, не имеющего

отношения к поставленному вопросу,

5) отсутствие умения работать с текстом, выделить в нём главное,существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.

  Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к

ОГЭ и ЕГЭ в школе должна быть разработана комплексная программа, учитывающая все

аспекты этой работы.

      Для успешной подготовки учащихся к сдаче ГИА педагог должен:

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня

сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;

- проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке учащихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.

   Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не

должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный

процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:

- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;

- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию

принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме

контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую

результативность тестирования.

    Проанализировав результаты ОГЭ И ЕГЭ, можно выделить несколько направлений

деятельности педагога при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме

ЕГЭ и ОГЭ.

 

Первое направление: Психологическая подготовка

- поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом

коллективе на новую форму итоговой аттестации;

- реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном

процессе;

- реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном

процессе;

В основе этого направления лежит использование педагогом педагогики сотрудничества.

 

Второе направление: Информационная подготовка

-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.

- внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в

себя знакомство с содержательной структурой тестов и их видами, критериями

оценивания, психологическую подготовку;

 

 

Третье направление: Работа на уроках

-Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках через включение тестовых

заданий открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ;

проведение контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ;

- внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга

качества образования;

- При организации повторения: планировать уроки с обязательным повторением

содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы; при проведении текущего

контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при

проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать процессы

и явления, доказывать; сравнивать; устанавливать взаимосвязи; находить причинно - следственные связи; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках.

Это направление включает в себя использование следующих педагогических технологий: технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), технологии формирования критического мышления,  технологии проблемного обучения.

На современном этапе развития образования педагог-предметник может организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету. С демоверсиями ГИА можно ознакомиться на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

С нормативными материалами по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников  можно ознакомиться на Федеральном портале «Российское образование»  http://www.edu.ru.  В разделе «Демонстрационные версии и примеры реальных вариантов экзаменационных работ» выпускники смогут проверить и оценить свои возможности,  выполняя задания демонстрационного варианта, ряд которых доступен в форме интерактивных on-line тренажеров.

Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ГИА» (http://решугиа.рф) создана творческим коллективом под руководством Д. Гущина. В   начале учебного года учащимся демонстрирую возможности данной системы: она хорошо работает не только на компьютере, но и на смартфоне. Телефон позволяет выпускникам данной системой пользоваться в любое удобное время. Повышается интерес к предмету,  подготовка к экзамену из рутины превращается в познавательный,  современный процесс с использованием «модных» гаджетов.

Используя сервисы образовательного портала «Решу ГИА», учитель-предметник может организовать не только подготовку к экзамену, но и повторение отдельных тем, разделов. Для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять проверять знания по различным темам. При  организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа. В ходе проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ГИА по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту

 

Четвертое направление: Использование ИКТ

Применение ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического

воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового

материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ.

В  отличие  от  обычных технических  средств  обучения  информационно-коммуникационные технологии  позволяют  не  только  наполнить  обучающегося  большим количеством  готовых,  строго  отобранных,  соответствующим  образом организованных  знаний,  но  и  развивать  интеллектуальные,  творческие способности  учащихся,  их  умение  самостоятельно  приобретать  новые знания,  работать  с  различными  источниками  информации.

 

Пятое направление: Предметные кружки

Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на занятиях кружка

Исследовательские и проектные работы

Проведение мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в рамках:

- предметной недели в школе;

- научно-практических конференций с защитой собственных исследовательских проектов

Используемая технология: технология проектного обучения. Эта технология позволяет развивать различные умения учащихся: поисковые (исследовательские), коммуникативные, презентационные. Она соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части В и С.

Олимпиады

- привлечение учащихся к участию в различных видах олимпиад и конкурсов с

использованием тестовой формы заданий и аналогичных ОГЭ и ЕГЭ бланков ответов.

Внеурочная работа с учащимися на консультациях.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче

государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбить на

крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки

выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими

большие трудности при решении задач ОГЭ и ЕГЭ и с учащимися, способными успешно

освоить решение задач части 2;

- Организация и проведение пробного тестирования учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ;

- своевременное привитие тестовых навыков: психотехнических навыков: умение верно

заполнить бланк, умение в инструкции выбрать важную информацию; навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиеся не имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственным трудом); умение оценить время,

затрачиваемое на выполнение задания, соответственно уровню его сложности; умение не

«зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на следующее задание, сохранив

положительный настрой на общий результат; умение спланировать время на решение

теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы (для исключения явных ошибок);

- своевременная диагностика результатов тестирования, что даёт возможность не только

выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого

тестируемого.

В рамках преподаваемых мною предметов на ЕГЭ есть задания, предполагающие написание сочинения (история) и  эссе. При подготовке учащихся к выполнению таких заданий я использую технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных  действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

­           П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

­           О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

­           П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

­           С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

В моей работе  при подготовке к ГИА обязательно присутствует технология интегрированного обучения. Много заданий КИМов предполагают наличие хороших знаний по литературе, МХК, обществознанию.

 Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 

        Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами :развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ по истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!