«Образование - это индустрия, направленная в будущее»
(С.П.Капица)
Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов стала важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае - июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Какие результаты будут получены в ходе ГИА, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду. Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения с членами комиссий учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предмета и т.д.). Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в программу подготовки к ГИА.
Процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Вопрос сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Педагог-предметник должен обеспечить обязательный уровень знаний у всех выпускников, при этом, развить потенциальные творческие возможности и способности сильных учеников.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ необходимо выделить следующие составляющие:
· информационная готовность (информированность о правилах поведения на
экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
· предметная готовность или содержательная (готовность по определенному
предмету, умение решать тестовые задания);
· психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя
настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные
действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных
действий в ситуации сдачи экзамена).
Основные трудности при подготовке обучащихся к ОГЭ И ЕГЭ:
· непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;
· нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ;
· невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;
· организация и планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по
предмету;
· отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся
к ОГЭ и ЕГЭ;
Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающими:
1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их
выполнению;
2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ;
3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать,
4) в ответах на задание части 2 освещение второстепенного материала, не имеющего
отношения к поставленному вопросу,
5) отсутствие умения работать с текстом, выделить в нём главное,существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к
ОГЭ и ЕГЭ в школе должна быть разработана комплексная программа, учитывающая все
аспекты этой работы.
Для успешной подготовки учащихся к сдаче ГИА педагог должен:
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня
сложности;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;
- проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;
- планировать работу по подготовке учащихся к сдаче ГИА в процессе преподавания предмета.
Опыт проведения ЕГЭ и ОГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Работа учителя не
должна сводиться только к работе по тестам. Внедрение педагогом в образовательный
процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:
- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;
- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию
принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме
контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую
результативность тестирования.
Проанализировав результаты ОГЭ И ЕГЭ, можно выделить несколько направлений
деятельности педагога при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ и ОГЭ.
Первое направление: Психологическая подготовка
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом
коллективе на новую форму итоговой аттестации;
- реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном
процессе;
- реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном
процессе;
В основе этого направления лежит использование педагогом педагогики сотрудничества.
Второе направление: Информационная подготовка
-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
- внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в
себя знакомство с содержательной структурой тестов и их видами, критериями
оценивания, психологическую подготовку;
Третье направление: Работа на уроках
-Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках через включение тестовых
заданий открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ;
проведение контрольных работ в формате ОГЭ и ЕГЭ;
- внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга
качества образования;
- При организации повторения: планировать уроки с обязательным повторением
содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы; при проведении текущего
контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при
проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать процессы
и явления, доказывать; сравнивать; устанавливать взаимосвязи; находить причинно - следственные связи; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках.
Это направление включает в себя использование следующих педагогических технологий: технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), технологии формирования критического мышления, технологии проблемного обучения.
На современном этапе развития образования педагог-предметник может организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету. С демоверсиями ГИА можно ознакомиться на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
С нормативными материалами по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников можно ознакомиться на Федеральном портале «Российское образование» http://www.edu.ru. В разделе «Демонстрационные версии и примеры реальных вариантов экзаменационных работ» выпускники смогут проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта, ряд которых доступен в форме интерактивных on-line тренажеров.
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ГИА» (http://решугиа.рф) создана творческим коллективом под руководством Д. Гущина. В начале учебного года учащимся демонстрирую возможности данной системы: она хорошо работает не только на компьютере, но и на смартфоне. Телефон позволяет выпускникам данной системой пользоваться в любое удобное время. Повышается интерес к предмету, подготовка к экзамену из рутины превращается в познавательный, современный процесс с использованием «модных» гаджетов.
Используя сервисы образовательного портала «Решу ГИА», учитель-предметник может организовать не только подготовку к экзамену, но и повторение отдельных тем, разделов. Для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять проверять знания по различным темам. При организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа. В ходе проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ГИА по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту
Четвертое направление: Использование ИКТ
Применение ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического
воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового
материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Пятое направление: Предметные кружки
Организация подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на занятиях кружка
Исследовательские и проектные работы
Проведение мероприятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в рамках:
- предметной недели в школе;
- научно-практических конференций с защитой собственных исследовательских проектов
Используемая технология: технология проектного обучения. Эта технология позволяет развивать различные умения учащихся: поисковые (исследовательские), коммуникативные, презентационные. Она соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части В и С.
Олимпиады
- привлечение учащихся к участию в различных видах олимпиад и конкурсов с
использованием тестовой формы заданий и аналогичных ОГЭ и ЕГЭ бланков ответов.
Внеурочная работа с учащимися на консультациях.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче
государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбить на
крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.
- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими
большие трудности при решении задач ОГЭ и ЕГЭ и с учащимися, способными успешно
освоить решение задач части 2;
- Организация и проведение пробного тестирования учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ;
- своевременное привитие тестовых навыков: психотехнических навыков: умение верно
заполнить бланк, умение в инструкции выбрать важную информацию; навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиеся не имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственным трудом); умение оценить время,
затрачиваемое на выполнение задания, соответственно уровню его сложности; умение не
«зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на следующее задание, сохранив
положительный настрой на общий результат; умение спланировать время на решение
теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы (для исключения явных ошибок);
- своевременная диагностика результатов тестирования, что даёт возможность не только
выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого
тестируемого.
В рамках преподаваемых мною предметов на ЕГЭ есть задания, предполагающие написание сочинения (история) и эссе. При подготовке учащихся к выполнению таких заданий я использую технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
В моей работе при подготовке к ГИА обязательно присутствует технология интегрированного обучения. Много заданий КИМов предполагают наличие хороших знаний по литературе, МХК, обществознанию.
Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.
1 этап – работа с понятиями на уроках;
2 этап – работа с текстами :развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.
5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).
Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ по истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.
В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!