Необходимая информация для классных руководителей и родителей на тему: «Профилактическая работа с подростками, попавшими под влияние криминальной субкультуры»

Необходимая информация для классных руководителей и родителей на тему: «Профилактическая работа с подростками, попавшими под влияние криминальной субкультуры».

 

 

Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Субкультура молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

от уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов);

от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает);

от места жительства (движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения).

Причины участия молодежи в неформальных группах: непонимание в семье, вызов семье; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; нежелание быть как все; желание утвердиться, привлечь к себе внимание; дань моде; влияние криминальных структур; копирование образцов западной культуры, структур и течений; отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни; неразвитая сфера организации досуга; возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях; идейные убеждения; вызов обществу, возможность проявить протест.

Классификация неформальных молодежных объединений оценивается как сложное явление, так как процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.

По социально-правовому критерию они подразделяются на:

1) просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной, социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации и др.);

2) асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга «рокеры», «байкеры», «скейтеры», «геймеры» и др.);

3) антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды» и др.).

По критерию ценностных ориентаций выделяют следующую типологию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры,

- гедонистическо-развлекательные,

- криминально-делинквентные,

- анархо-нигилистические,

- экстремистские политизированные субкультуры (радикально-деструктивные).

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростков, по мнению Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам.

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений.

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д.

6) Потребность в смысле. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик неформальных молодежных объединений «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедонизма разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых – псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Основные характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:

- спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;

- обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

- относительная устойчивость и определенная иерархия;

- ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

Говоря о последствиях субкультурного образа жизни, нельзя забывать об определенной опасности, особенно если речь идет об асоциальном, антисоциальном характере субкультуры. Группа – это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет подросток и если группа эта носит асоциальный характер – то и направление ее деятельности будет асоциальным. Внутри своей группировки ее члены оказываются весьма конформными (вплоть до некритичности) относительно ценностей и идеологии, которой подчиняется та или иная молодежная организация.

Негативное влияние субкультуры на личность подростка может выражаться в недоверии к людям, высоком уровне агрессивности, чувстве превосходства и самоуверенности, непринятии себя, ведомости, эмоциональном дискомфорте, что приводит к искажению адекватности внешнего облика и поведения. Деструктивно направленные субкультуры затрудняют социализацию и адаптацию подростков, отрицательно сказываются на выполнении возрастных задач и здоровом образе жизни.

У представителей субкультурных групп негативной направленности выражены деструкции, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), враждебности, инфантильности, конфликтности, агрессивности, аутоагрессии, нарушении норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ.

Существует ряд подходов к взаимодействию с неформальными молодежными объединениями. Одной из известных стратегий является запрет и репрессии. Подобными методами трудно добиться устойчивого желаемого эффекта, поскольку «запретный плод сладок». Следует иметь в виду, что существуют психологические механизмы, «запускающиеся» в ситуации введения запретов. Этот метод заставляет многие сообщества уходить в «подполье», формирует стереотипный «образ врага», что приводит к большему сплочению группы.

К числу репрессивных методов относят разрушение и разобщение группы. Известны также переориентация (ресоциализация), направленная на коррекцию групповых норм, изменение отношений, условий среды через работу в молодежных клубах, а также профилактика, суть которой в коррекции причин и условий, порождающих неформальные молодежные объединения. Одним из направлений профилактики является предоставление альтернативы, что предполагает создание условий для удовлетворения потребностей, приводящих подростков в субкультуру в социально-приемлемой форме.

Профилактика вовлечения подростков в субкультуру должна вестись по нескольким направлениям. Одним из них является работа с семьей – формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения.

Такая работа может осуществляться путем информационно-просветительской работы с родителями: проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование стереотипов поведения и предпосылок вовлечения в асоциальную неформальную группу; проведение психологических тренингов родительской компетенции. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и детско-родительских отношений является еще одним направлением профилактической работы.

Консультативная деятельность может включать в себя рекомендации по проблемам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Работа с семьями «группы риска», как форма профилактики, представляет собой организацию и проведение родительских групп, тренингов детско-родительских отношений, специализированные тренинги для родителей и педагогов по вопросам профилактики негативного влияния субкультурных течений на школьников.

На уровне образовательного учреждения профилактика может осуществляться путем расширения спектра досуговых мероприятий (кружки, студии, спортивные секции). Отдельным блоком здесь выступает превентивное обучение учащихся – сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения. Такое обучение направлено на гармоничное развитие личности ребенка, поощрение социально приемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивление негативному давлению со стороны сверстников и СМИ, формирование ценности и навыков укрепления телесного и нравственного здоровья, развитие эмоционального, когнитивного и волевого аспектов личности.

Реализация вышеперечисленных превентивных мер может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы. Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития целевой группы детей.

Программа социально-педагогической профилактики  негативного влияния субкультуры на личность подростка должна включать:

- обучение средствам самопрезентации, самопознание и самовыражение,

- обучение способам адекватного выражения эмоций и чувств,

- формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе,

- развитие коммуникативных навыков, формирование навыков ответственного поведения и умения прогнозировать последствия своих поступков,

- работу с семейными отношениями,

- развитие способности противостоять негативному влиянию группы.

Условиями эффективности профилактической работы по формированию личности, устойчивой к негативному влиянию субкультуры, являются:

- своевременная диагностика подверженности школьника негативному влиянию субкультуры,

- выявления уровня социально-психологической адаптированности и факторов риска;

- оценка и анализ личностных особенностей детей и подростков;

- осуществление системного психологического сопровождения, включающего комплексную работу с учащимися, их родителями« и педагогическим коллективом школы;

- проведение просветительской, коррекционно-развивающей и консультативной работы с учащимися, направленной на формирование уверенности в себе и устойчивой положительной самооценки.

 

Понятие криминальной субкультуры

Человек, социальная среда и культура общества составляют неразрывную связь, изучение которой позволяет выявить основные тенденции и пути развития общества.

Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серьезное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры. «Если преступность представляет собой барометр состояния нравственного здоровья общества, то и распространенность субкультуры преступников вне сфер их общения выполняет те же функции» . Таким образом, культура любого общества - это не только ценности, признанные в официальных кругах. В ее структуру входят взгляды, образ жизни, присущие криминальным сообществам и свидетельствующие об особой актуальности данной проблемы для России.

В основе выделения субкультуры из общей культуры, помимо субъекта культуры, лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится «причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой».

В обществе существует множество микрогрупп, имеющих отличные от общекультурных ценности и традиции. Система норм и ценностей, свойственных только определенной части населения, отличающих микрогруппу от социального общества, выделяет ее в обособленную микросреду с присущей только ей субкультурой. Так, в обществе существует ряд уважаемых субкультур (например, субкультура врачей, военных и др.).

 

 

Криминальная субкультура несовершеннолетних: ее генезис и основные элементы

Криминальная субкультура, в том числе и несовершеннолетних, формируется под влиянием таких факторов, как этническое происхождение (религия и место жительства, семья, социальная среда). Криминальную субкультуру порождают те же объективные причины, что и преступность, которая чужда официальной культуре общества и является в нем как бы «другой жизнью». Но, с другой стороны, криминальная субкультура остается частью культуры, так как преступники - это социальная микрогруппа нашего общества. В связи с этим она «зависит от процессов, происходящих в нем (общесоциальных, экономических, идеологических, социально-демографических, социотехнических, социально-бытовых, социально-воспитательных, правовых, организационно- управленческих и др.)»

Истоки и причины субкультуры восходят к далекому прошлому, к периоду разделения общества на классы. Экономическое неравенство людей в любом обществе порождает и их социальное неравенство. Это ведет к возникновению отрицательных явлений, самым страшным из которых является преступность.

В связи с этим, при изучении причин и истоков криминальной субкультуры «особо следует остановиться на социально-психологическом общении правонарушителей и тех средствах, при помощи которых они взаимодействуют друг с другом».

Очевидно, что уголовная субкультура является продуктом преступной и антиобщественной деятельности, вырабатывается ее опытом, сохраняется и передается из поколения в поколение в среде правонарушителей..

Таким образом, истоками криминальной субкультуры явились не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать себя отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, модифицируя существующие в обществе ценности и вырабатывая свои, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

 

Роль криминальной субкультуры в формировании личности несовершеннолетнего

Прежде всего, хотелось бы отметить, что приобщение человека к культуре вообще — это объективный, необходимый процесс. «Ребенок не может стать человеком, личностью, не приобщившись к творениям уже созданной историей прошлых поколений культуры».

Известно множество случаев, доказывающих, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества и созданной обществом культуры, то они остаются на уровне почти животных, правда значительно более сообразительных, у них отсутствует членораздельная речь и сознание, специфические человеческие формы взаимоотношения с действительностью.

Приобщение к культуре дает возможность личности, в частности несовершеннолетнему, стать полноценным членом общества. Социальное поведение людей в большей степени регулируется институционализированными культурными установками, чем инстинктами.

Рассматривая процесс приобщения несовершеннолетнего к культуре, необходимо затронуть сегодняшнее состояние общества. Говоря о сегодняшней картине состояния общества, можно привести результаты изучения данного вопроса М.З. Ильчиковым и Б.А. Смирновым, которые считают, что в настоящее время «выдвигаются, по сути, новые нравственные критерии и ориентиры. Широкая конфронтация, противостояние охватывают все слои населения, все стороны жизни общества. Поэтому система социальных институтов, их целевые и регулятивные механизмы находятся в состоянии распада или модернизации. Утверждаются новые для культуры последних 70 лет ценности. Другие, которые были на периферии, выходят в ранг приоритетных. Пока трудно говорить о какой-либо устоявшейся системе ценностей, новой культуре народа. Идет процесс поиска, метаний, ломки» .

Таким образом, современное общество дает несовершеннолетнему широкий выбор для определения нравственных ценностей и ориентации, в том числе и связанных с достижением целей преступным путем, которым он может следовать и которые может принимать за основу при выборе жизненных ориентиров и линии поведения. «Специфика современной социальной ситуации развития ребенка ... - в максимальной неопределенности и изменчивости мира и, значит, требует изменяющегося мышления и поиска нестандартных стратегий поведения, различных подходов».

Подростки как особая социальная группа.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности. Во – первых, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким – то определенным внешним и внутренним факторам. Подростковый возраст – это прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности.

часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не морали взрослых.В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости – уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т.д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами – хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики.

Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание – крик о помощи. Многие ученые установили взаимосвязь между девиантным поведением несовершеннолетних и уровнем их самооценки. По данным исследования, понижение уважения к себе статистически связано со всеми видами девиантного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, пьянством и употреблением наркотиков, различными проявлениями агрессии, суицидальным поведением и психическими аномалиями. В частности, низкое самоуважение способствует совершению антиобщественных поступков, ибо, участвуя в группах с антисоциальной направленностью в их действиях, подросток пытается повысить тем самым свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые не одобряются в так называемой позитивной среде. Исследователи отмечают болезненно агрессивное отношение опрошенных несовершеннолетних правонарушителей к тем своим сверстникам, которые имеют высокую, даже вполне заслуженную в позитивном плане самооценку.

 

Факторы, влияющие на формирование противоправного

поведения подростков.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали свое внимание преимущественно на конституциональные особенности человека. Родоначальником биологического направления в криминологии был итальянский врач – психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). Он предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. В своих работах «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» Ломброзо утверждал, что преступление – явление столь же естественное, как рождение, болезнь или смерть. Объектами его пристального внимания были череп, мозг, нос, уши, цвет волос, чувствительность кожи, татуировки, почерк, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе – выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей. На основании этого он полагал, что главными направлениями предупреждения преступности должны стать пожизненная изоляция, лечение или прямое физическое уничтожение «врожденных» преступников.

Уже современники подвергли эту теорию серьезной критике. Действительно, с точки зрения современной науки взгляды Ломброзо выглядят достаточно наивно. Но рациональное зерно все же есть, и оно заключается в том, что Ломброзо ставит проблему существования зависимости между особенностями психофизиологической организации индивида и его поведением. Гипотеза о существовании такой зависимости оказала свое воздействие и на изыскания ученых второй половины 20 века. Они представлены, в частности, «теорией Y-хромосомы». В соответствии с нормой для женщин характерен хромосомный набор типа XX, для мужчин - XY. Но иногда возникает патология, связанная с появлением лишней X или Y-хромосомы. Некоторые исследователи (Прайс, Уиткин) полагают, что наличие «лишней» Y-хромосомы у мужчин обусловливает склонность к противоправному поведению. Не все ученые поддерживают эту позицию, но даже если она оправдана, то, как и теория Ломброзо, может объяснить причины отклоняющегося поведения отдельных индивидов, но не существование преступности как социального явления.

Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.

Социальные факторы можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа – это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Рассмотрим каждую группу.

Макросоциальные факторы:

Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.

Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний.

Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с криминогенной структурой.

Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же Интернет.

 

Микросоциальные факторы:

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Вклад неблагоприятных семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30-35%. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13-16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное - чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев - дома, в кругу семьи, родственников. 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Аморально вели себя матери почти каждого пятого подростка. Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники; иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. По способу общения и воспитания выделяют так же ситуации гипер- и гипоопеки в семье:

Гиперопека – это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании.

Гипоопека – это отсутствие должного контроля за ребенком, нередко переходящая в безнадзорность. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так же и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.

Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки малодисциплинированные, плохоуспевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается гораздо более значимыми, чем мнение и роль взрослых. Это подтверждается тем, что почти 40% друзей подростков – правонарушителей знали об их противоправных действиях, в то время как среди родителей положительно ответить на этот вопрос смогли лишь 16%. Каковы же друзья и знакомые несовершеннолетних преступников? Почти 2/3 из них злоупотребляли алкоголем, 40% употребляли наркотики, 46% - токсические вещества, 1/4 имели опыт распространения наркотиков и осуждались за легкие правонарушения, имели холодное оружие, 14% - попадали под суд или в тюрьму.

Подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое, по данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами.

Подведем краткий итог. Мы убедились, что на формирование криминогенной мотивации влияет целый комплекс факторов. Без знания этих факторов нецелесообразно рассуждать о преимуществах профилактики преступности, которые будут рассмотрены далее.

 Эмпирические признаки криминальной субкультуры.

 

Для определения эмпирических признаков (критериев) степени сформированности и действенности криминальной субкультуры в молодежной среде учебного заведения, исправительного заведения, населенном пункте (микрорайоне) был использован метод экспертных оценок. Экспертами выступали опытные начальники ИК и их заместители, директора спецшкол, исправительных учреждений и их заместители, работники инспекций по делам несовершеннолетних, уголовного розыска. По их оценкам, признаки проявления криминальной субкультуры во всех названных местах сходны, что позволяет использовать их в психодиагностических целях. 
      Все критерии, названные экспертами, были сведены в следующие классификационные группы1: 
      1. Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию.
      1.1. Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне) враждующих между собой группировок и конфликтов между ними. 
      1.2. Жесткая групповая стратификация с делением людей на "чужих" и "своих", а "своих" - на касты. 
      1.3. Наличие многообразных привилегий для "элиты" и различных табу. 
      1.4 Распространенность ритуалов "прописки" новичков.

2. Признаки, характеризующие отношение к слабым, "низам" и "отверженным". 
      2.1. Факт появления "отверженных" ("неприкасаемых"). 
      2.2. Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только "неприкасаемые".

      2.3. Подверженность "низов" поборам и вымогательству. 
      2.4. Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложства, "вафлерства", "парафина", стирки носков 
      и др.
      2.5. Распространенность симуляции болезней и членовредительства среди "низов". 
      3. Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе. 
      3.1. Групповые нарушения режима учреждения и групповые 
     неповиновения. 
      3.2. Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество. 
      3.3. Уклонение "авторитетов" от "грязных работ". 
      3.4. Уклонение от учебных занятий, собраний, воспитательных мероприятий. 
      3.5. Отказ от работы в официальном активе или двурушничество. 
      3.6.Проявление актов вандализма. 
      _____________ 
      1 Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура учащихся - подростков и юношей. Диссертация в виде научного доклада на соиск. учен, степени доктора психологических наук. М.: МПГУ им. В.ИЛенина, 1992, разд. 1. 
      _____________ 
      
      4. Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени. 
      4.1. Распространенность азартных игр. 
      4.2. Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок. 
      4.3. Групповое употребление токсических и наркотических веществ, распространенность чифироварения. 
      5. Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи. 
      5.1. Распространенность кличек как средства стигматизации. 
      5.2. Распространенность татуировок как знаковой системы общения, опознания "своих" и стигматизации. 
      5.3. Распространенность уголовного жаргона и других способов общения, принятых в уголовной среде. 
      В практических целях, чтобы правильно и объективно поставить "диагноз" подростково-юношеской среде, важно придерживаться следующих правил пользования указанными критериями. Во-первых, в целях достоверности все эти критерии нужно использовать в системе. Во-вторых, поскольку ряд внешне сходных признаков присущ вообще молодежной субкультуре, чтобы не спутать эти возрастные проявления с криминальной субкультурой, необходимо глубоко изучать каждый критерий в отдельности. В-третьих, каждый факт, внешне схожий с проявлениями криминальной субкультуры, следует многократно перепроверять. В-четвертых, особое внимание следует обратить на: 
      1) появление враждующих между собой групп несовершеннолетних, ведущих борьбу за господство на определенной территории или в определенном учебном заведении; 
      2) особое деление людей на иерархические группы ("дедовщина"): старичков, новичков, вожаков, низов и т.д.; 
      3) социальное клеймение в соответствии с принадлежностью к той или иной иерархической группе (с помощью кличек и татуировок); 
      4) сложившуюся систему изощренных издевательств над слабыми и беззащитными; 
      5) особую систему установления межличностных отношений и определения статуса личности ("прописка", "братание на крови", "братание на корюшке" и др.); 
      6) свой язык - смесь молодежного сленга с уголовным жаргоном. 
      В итоге из 21 выявленного критерия у двух групп экспертов по 9 позициям (1.2; 1.3; 3.3; 3.5; 3.6; 4.1; 4.2; 4.3; 5.1) оценки совпадают или близки. Выявлены и наиболее информативные критерии: 1.1; 1.4; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1; 4.5; 5.1; 5.2. Исходя из проанализированных критериев, можно дать качественную характеристику современной подростково-юношеской групповой преступности и соответствующей ей субкультуре, а также проследить их динамику. 
      Вместе с тем выявленные критерии позволяют педагогам, руководителям учреждений: 
      1) квалифицированно и объективно оценивать криминальную обстановку в своем учреждении (населенном пункте, микрорайоне) в молодежной среде; 
      2) прогнозировать ее развитие и поведение подростково-юношеских групп; 
      3) выбирать адекватные методы профилактики криминальной субкультуры и борьбы с ее проявлениями. 

 

 

Признаками проблемных детей могут являться:

 

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

   Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как  родители  боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

 Методы профилактической работы.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования,  осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга  - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

 В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

- создать уклад норм школьной жизни;

- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

- воспитать навыки правовой культуры.

 

 «В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

 2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

 3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Изъятие из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;

выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;

оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;

 

. консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим;

методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления  действия:

диагностическое;

психокоррекционное;

оздоровительное;

учебно-воспитательное;

социально-правовое;

консультационное;

научно-методическое;

социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление  деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в школах создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД,  о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогические коллективы школ прилагают максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школах работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся, согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

По отдельному плану

(не реже 2 раз в год)

1.6.

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

Заместитель директора  по ВР, социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители

В течение года (ежемесячно)

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

 

 1. Диагностическая деятельность

 — выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

 — изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

 — наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

 — определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

 —проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

 — определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

 — выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

 — изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

 — изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

 — определение мотивов поведения и общения;

 — учет состояния здоровья ребенка;

 — наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

 2. Индивидуально-коррекционная работа

 — индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

 — изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

 — ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

 — индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

 — создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

 — вовлечение учащихся в активную общественную работу;

 — ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

 — проведение тренингов общения;

 — проведение тренингов психологической разгрузки;

 — привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

 — индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

 3. Работа с семьей

 — изучение социального положения ребенка в семье;

 — выступление учителей на родительских собраниях;

 — посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

 — встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

 — индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

 —вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

  — привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

 — проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

 — привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

 — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

 — сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

 —сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

 — сотрудничество с городским Центром детского творчества.

 5. Информационная, организационно-методическая деятельность

 — проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

 — взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

 — разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

 — разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

 — составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

 — разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

 — организация выставок литературы, плакатов;

 — проведение социометрического исследования классов.

 6. Правовое просвещение учащихся

 — изучение и обсуждение Правил для учащихся;

 — изучение Закона «О правах ребенка»;

  — изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

 — организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

 — проведение месячника правовых знаний;

 — проведение тематических кинолекториев;

 — проведение диспутов, конференций.

 

Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее. Этап ранней профилактики – один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Я рассмотрю раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

выявление неблагополучных семей;

диагностика семейного неблагополучия;

осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

принятие административных и уголовно – правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди таких источников можно выделить: письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи; административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.); материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией; материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов Загс, ЖКХ, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения; данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными.

Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.

Для достижения указанной цели можно использовать опыт г. Санкт – Петербурга, где под руководством доктора медицинских наук, детского психотерапевта А.И. Захарова на базе детских садов проводится успешная коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста. В частности, в детские сады введен штат специально подготовленных психологов, которые не только выявляют неблагоприятные условия воспитания, но и осуществляют тщательную психологическую диагностику детей, психологические консультации родителей и воспитателей, применяют коррекционно-развивающие игры и другие разнообразные формы детской и семейной психотерапии.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.

Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.

По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей – одиночек должна входить не только выплата им де6нежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д.

Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание. Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультативными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.

Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ. Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.

Следующий уровень ранней профилактики – уровень образовательного учреждения. Он был выбран с учетом того, что образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором на ровне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения.

Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:

педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Ее основные идеи активно популяризируются во всем мире структурами ООН, и прежде всего, ЮНЕСКО (программы «культуры мира и демократии») заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов.

педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг.

педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей. Я считаю это важным, так как согласно опросу несовершеннолетних преступниц, только 8.7% указали на отсутствие половых контактов в их жизни. Возраст же начала половой жизни опрошенных определялся следующими годами: до 14 лет – 37,3%; 14-15 лет – 55,4%; 16 лет – 7,3 %. Таким образом, 92,7 % из числа преступниц, имевших половые связи до момента осуждения, начали половую жизнь до наступления шестнадцатилетия. Сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только «хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать», так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению.

педагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.

Вместо этого во многих современных школах, наоборот, создается отрицательная, нагнетающая атмосфера. Учителя нередко делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные умственные способности, на основе которых ими достигается академический успех с дальнейшей перспективой получения престижного высшего образования. Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является отклоняющееся (или преступное) поведение. Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, - все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом. Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся «стигматизируют» как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска.

Перейдем к следующему этапу профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактики. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, которые я изложила выше; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям. Однако, принудительные меры не являются самыми эффективными. Необходимо постараться привлечь интерес подростка, направить его энергию в нужное русло.

Следующий этап профилактики, а именно профилактика предпреступного поведения, образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать от перехода на преступный путь.

Последний этап – это этап профилактики рецидива. Очень важно понять, как следует воздействовать на подростка, который вопреки всем мерам профилактики все же совершил преступление. Следует ли применять к нему все меры наказания, или целесообразнее продолжать воспитательный процесс. Постараемся ответить на этот вопрос путем рассмотрения моделей правосудия по делам несовершеннолетних.

1.карательная модель – самая распространенная модель в мире. Под карательным правосудием подразумевается широкая идеологическая база, которая отдает предпочтение наказанию в виде лишения свободы и меньше уделяет внимания реабилитационным задачам. Помещение подростка в воспитательную колонию затрудняет и практически сводит к минимуму задачу его перевоспитания. По данным исследования, несовершеннолетние заключенные – самая беззащитная и бедствующая часть тюремного населения. Унижения, издевательства, избиения, изнасилования – повседневная реальность учреждений для «малолеток». Криминологам хорошо известно: чем в более раннем возрасте человек оказался в закрытом учреждении, тем больше вероятность того, что он станет рецидивистом, тюремным долгожителем, человеком, обреченным на «вечное» изгнание из нормального человеческого общества.

2.терапевтическая модель. Согласно этой модели преступное поведение рассматривается как симптом скрытых нарушений, при этом природа и серьезность преступления сравнительно менее важны, чем обеспечение терапевтических услуг для исцеления этих нарушений. Преступление не рассматривается само по себе, оно является знаком нарушения процесса социализации. Вмешательство компетентных органов должно исправить это социальное отклонение, применяя методы, адекватные личностным проблемам и нуждам молодого правонарушителя. Таким образом, терапевтическая модель не признает функцию наказания и даже как бы оправдывает правонарушителя, сводя до минимума его ответственность за правонарушение.

Оценивая эти две модели осуществления правосудия над несовершеннолетними можно мягко сказать, что они и в практическом и в концептуальном плане не совершенны.

3.модель восстановительного правосудия. Эта модель стремится бороться с преступностью, привлекая внимание к ущербу, возникающему при совершении конкретного преступления и придавая первостепенное значение компенсации в пользу жертвы. Восстановительное правосудие делает акцент на необходимости активного вовлечения жертвы, общества и правонарушителя в процесс, в центре внимания которого находится осуждение правонарушителя, принятие им ответственности и возмещение ущерба от преступления. Понятие «ответственности» здесь означает то, что вы понимаете, что совершили аморальный поступок и готовы сделать все необходимое, чтобы исправить это. При этом правонарушитель находится не на обочине процесса, а активно принимает участие в своей судьбе. Главная ценность, которой придерживается восстановительное правосудие, заключается в сбалансированном учете нужд правонарушителей, жертв и общества, как трех клиентов системы правосудия.

Восстановительное правосудие – это довольно эффективная модель, но все же она может быть применена не ко всем несовершеннолетним правонарушителям. Следовательно, встает следующая проблема: как предотвратить повторное попадание на преступный путь подростков, которые были лишены свободы.

По закону, условия содержания, питание, правовое положение для несовершеннолетних заключенных должно быть значительно лучше, чем в учреждениях для взрослых, но как я уже говорила выше, реальность этому не соответствует. Осужденный подросток живет в мире, где практически нет свободного личного времени, как нет и возможностей для проявления чувств, желаний и стремлений, которые были доступны детям на воле. В зоне все ограничено: ночь в общих комнатах на 15-30 человек, подъем и отбой по звонку, передвижение по территории колонии строем от одного здания к другому, работа и учеба, культурно-массовые мероприятия. Воспитательная колония – это полное отсутствие всякой приватности, даже естественные физиологические потребности заключенный вынужден, как правило, оправлять на виду у других воспитанников.

Но даже такие трудности не сломают заключенного, если он будет уверен, что его ждут, о нем помнят его родители и родственники. Однако по доле тех, кого ждут дома после освобождения, они сравнимы разве что с пенсионерами-рецидивистами: по данным исследователей, после двух (в среднем) лет пребывания за решеткой, большая часть воспитанников утрачивают связь с родителями. Это зачастую происходит потому, что колония, где подросток отбывает наказание, находится далеко от его дома. В этой связи важно оказать помощь родственникам заключенного, чтобы они могли к нему приехать на свидание, прислать посылку, встретить. Еще бы хорошо помочь им понять душевное состояние освободившегося. Близкие заключенного, как правило, не имеют даже примерного представления о после тюремном синдроме и, соответственно, о том, как им надо себя вести с вернувшемся из мест лишения свободы и чем ему можно реально помочь в первых шагах к свободе. В некоторых учреждениях, для решения проблемы после тюремного синдрома, работают «Школы освобождающихся», где осужденным читают лекции об их правах после освобождения.

Из других реабилитационных мероприятий можно выделить рассылку информационных справок и запросов в службы занятости по выбранному месту жительства за шесть месяцев до освобождения, оформление документов (паспорт, трудовая книжка и др.), создание реабилитационных центров, оказание освободившимся гуманитарной и правовой помощи.

 

Список литературы.

1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.

2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.

3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.

5. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.

6. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.

7. Л.М. Прозуметов «Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности» – Томск, 2006, с. 8, 17.

8. Н.Р. Косевич «Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах» - М., 2003, с. 200 – 202.

9. Г.И. Забрянский, Л.В. Емельянова «Статистика преступности несовершеннолетних в России: Аналитический обзор» - М., 2000, с. 14 – 15, 19.

10. А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов «Расстройства поведения у подростков: клинико – психологические аспекты» - СПб, 2005, с. 247 – 249.

11. П.С. Самыгин «Девиантное поведение молодежи» - Ростов-на-Дону, 2006, с.

12. «Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осужденными» // Материалы регионального учебного семинара с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций – Томск, 2004, с. 10 – 16.

13. К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский «Семья, дети, школа» - М., 1989, с. 296.

14. С.Л. Сибиряков «Предупреждение девиантного поведения подростков» - Волгоград, 1998, с. 43, 52.

15. А.А. Галжиева «Дети – жертвы в своей семье» // «Криминальная ситуация на рубеже веков в России» - М., 1999, с. 144 – 145.

16. Е.Б. Бреева «Дезадаптация детей и национальная безопасность России. Издание 2» - М., 2005, с.

17. Э.Б. Мельникова «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии» - М., 2000, с. 198.

18. А.П. Закалюк «Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения» - М., 1986, с. 16.

19. А.А. Бакаев «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» - М., 2004, с. 146.

20. В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления» - СПб, 2006, с. 31-34.

21. Н.И. Ветров «Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста» - М., 1981, с. 9.

22. Ю.М. Антонян «Преступность среди женщин» - М., 1992, с. 221.

23. Е.И. Цымбал «Предпосылки внедрения восстановительного правосудия для несовершеннолетних в России» // «Восстановительное правосудие» - М., 2003, с. 196.

24. Д.В. Карелин «Принудительные меры воспитательного воздействия в свете формирования ювенальной юстиции» - Томск, 2001, с. 11.

25. С.В. Курбанова «Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков (социологический анализ)» – М., 2006, с. 13 - 15.

26. Т.В. Шипунова «Опыт построения социологической теории девиантности» - СПб, 2004, с. 38 – 39.

27. А.И. Лебедева «Семья несовершеннолетнего правонарушителя, как объект профилактики преступлений» - М., 2000, с. 21.