Традиции моей семьи

Традиции моей семьи

Методическая разработка мультимедийного урока

«Традиции моей семьи»

Торговцева Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ»

Яльчикского района Чувашской Республики

 

Проект: «Проблема приобщения подрастающего поколения к   

                 общечеловеческим ценностям на уроках литературы»

5 класс

1. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Дополнительная литература

  1. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М. «Русский язык», 1997.
  2. О. Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 96 с. 

 

Нам кажется, что мы всегда поступаем правильно. А так ли это на самом деле? Всегда ли мы задумываемся, как  отразятся наши слова и поступки на судьбах окружающих нас людей? А должны бы. Мы живем в обществе, и каждый наш шаг на ком-нибудь другом и отражается. На родителях, воспитывающих подрастающее поколение, лежит еще большая ответственность за свои слова и поступки. Какими нравственными принципами они должны руководствоваться в своей деятельности? Какие духовные ценности они могут и должны передать своим детям? Можем ли мы их судить? Какие семейные традиции имеют право быть? На эти и другие вопросы помогает нам ответить В.Г.Короленко своим произведением

 

Основные проблемные вопросы по теме.

 

  1. Что есть справедливость? Какое решение может считаться справедливым?
  2. Какими нравственными принципами должен руководствоваться в жизни каждый?
  3. Как отвечает на поставленные вопросы Короленко?
  4. Какие семейные традиции появились в семье Васи после описанных событий?
  5. Какие семейные ценности и традиции имеют место быть в любой семье?

 

Метод урока: 1) аналитическая беседа;

                            2) аналитическое выразительное чтение;

                            3) элементы лекции.

 

Вид урока: урок защита синквэйнов, кластеров, презентаций, четверного дневника.

 

Тема урока:  Традиции моей семьи

 

 

Цели:

         Общие: 1) побудить учащихся к размышлению, что есть нравственность и справедливость, что есть семейные традиции;

                           2) ответить на проблемные вопросы;

                           3) научить задумываться и оценивать каждое свое слово, каждый свой шаг;

                           4) обогатить словарь учащихся понятиями:

                                                               а) нравственность;

                                                               б) справедливость;

                                                               в) общечеловеческие ценности;

                                                               г) христианские ценнсти;

                                                               д)семейные ценности;

                                                               е) семейные традиции.

                                                              

      Частные: 1) научить учащихся публично выступать перед слушателями, защищая свой проект решения того или иного вопроса;

                            2) способствовать заготовлению необходимых для темы презентаций и их защитите;

                            3) способствовать выработке навыков осмысленного чтения учащимися;

                            4) способствовать развитию творческих умений (синквэйны, кластеры, четверной дневник).

 

Оборудование.

 

  1. Текст В.Г.Короленко «Дети подземелья»
  2. Выставка книг В.Г.Короленко
  3. Рисунки учащихся к важнейшим эпизодам повести
  4. Презентации учащихся к выступлениям
  5. Словарь понятий нравственность, справедливость, общечеловеческие ценности, христианские ценности, семейные ценности и традиции
  6. Кластеры
  7. Синвэйны
  8. Четверной дневник.

 

Словарь понятий.

 

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе; выполнение этих правил.

Справедливость – соответствие с правдой, истиной; правильное, законное, честное основание.

Общечеловеческие ценности – свойственные всему прогрессивному человечеству.

Христианские ценности – основанные на заповедях Иисуса Христа.

Семейные ценности –свойственные конкретной семье

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

 

 

Эпиграф к уроку.

 

                                                                                   Дом – это там, где нас поймут,

                                                                                   Там, где надеются и ждут,

                                                                                   Где ты забудешь о плохом –

                                                                                   Это твой дом.

                                                                                                                              И. Куменко

 

Структура урока.

I     фаза. Вызов интереса к теме.

I    фаза. Размышление над текстом с выходом на творчество. Творческая     

                      мастерская.

III фаза. Подведение итогов. Домашнее задание – тестирование.

 

Ход урока.

 

I фаза.   Вызов интереса к теме.

Учитель: Тема нашего урока звучит так: «Традиции моей семьи». Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2024 год объявлен в нашей стране Годом Семьи. Поэтому я решила остановиться на проблемах, поставленных Короленко в своем произведении «В дурном обществе», так как они касаются семьи, семейных ценностей.

                     На уроке мы постараемся, опираясь на повесть Короленко и исходя от нее, ответить на следующие вопросы:

                     - Что есть традиция? Какие привычки могут считаться традиционными?                    - Какими нравственными принципами должен руководствоваться каждый в жизни?

                    - Какие семейные ценности и традиции имеют место быть в любой семье?

                     - Как отвечает на поставленные вопросы Короленко?

                     Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта И.Куменко. Кого из героев сразу же вы представляете? Кому хочется иметь такой дом, и он очень страдает?

                     В ходе обсуждения мы будем опираться на такие понятия, как нравственность, справедливость, общечеловеческие ценности, христианские ценности, семейные ценности и традиции. Посмотрим, что же означают эти понятия.

Ученик    зачитывает со слайда словарь понятий.

Учитель: Для начала вспомним, о чем и о ком это произведение.

Ученик:     Вася, сын городского судьи, очень страдает от равнодушия к себе отца, которого любит и боится одновременно. Он завидует бездомным Валеку и Марусе, ради которых их отец Тыбурцый готов на все, даже на преступление.

Учитель:   Проанализируем основные эпизоды методом четверного дневника. Защищает свой проект ___________________(Фамилия ученика).

Ученик:       Сразу оговорюсь, я защищаю коллективный проект. Дневник составлялся всем классом. В первой графе записаны ключевые слова и их общепринятое толкование. Во второй графе – понимание Васи, в третьей – Тыбурция и в четвертой – отца Васи.

Ученик   зачитывает четверной дневник и отстаивает свою точку зрения.

 

 


Ключевое слово. Общепринятое толкование

То же в понимании Васи

То же в понимании отца Васи

То же в понимании Тыбурция

1)Любовь.

Для большинства людей это самое прекрасное чувство.

Это безысходная боль по умершей маме, это взаимопонимание и взаимопомощь, как в семье Валека

Это одиночество после утраты любимой

Это ответственность, это объект защиты и заботы, это самопожертвование ради тех, кого любишь

2)Кража.

Это преступление, за которое обязательно должно понести наказание.

Это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения

Это позор не только для жены, но и для семьи, всего рода.

Это попытка защитить свою семью, пусть даже совершив преступление

3)Семья.

Это то, чем мы гордимся и ради чего живем. 

Это любовь, понимание и поддержка, которых так не хватает без мамы

Это, прежде всего, жена и дети, которые всегда тебя радуют

Это борьба за жизнь, за благополучие детей


II  фаза.     Размышление над текстом с выходом на творчество. Творческая мастерская.

Учитель:  Вернемся к названию повести. Почему в дурном обществе? А сейчас подумаем, кто из этих героев ближе автору и главнее, какая семья «правильнее», а какая «дурнее»? Кто несет в себе решение основных нравственных проблем произведения?

Ученик:     Автору, по-моему, ближе Вася. Потому что именно он самый честный и самый справедливый. Да, он еще маленький, но он уже научился разбираться в людях и ценить душевное тепло. Тыбурций тоже близок автору, потому что он руководствуется в своих поступках не личными интересами, а семейными. И его семья, по-моему правильная, а не дурная, как принято было считать в городе. Во внешне благополучной семье судьи, наоборот, нет душевного тепла и благополучия. Именно эта семья, по-моему,  и есть дурное общество, и осталось бы таковым навсегда, если бы не вмешался Тыбурций и не объяснил элементарных принципов строения семьи. Семья должна держаться на взаимном доверии и взаимопонимании. Иначе это будет не семья.

Учитель:   Правильно. Важнее всего в семье взаимопонимание, а не подавление младших членов семьи старшими. Поэтому разговор свой начнем с родителй. Защищаем сначала кластеры, затем синквэйны.

Ученик:    Когда я стал выбирать эпитеты для кластера об отце, мне пришла в голову мысль разбить их на группы:

1)      удалой

     статный

                          молодой

                          хороший = добрый

                      Эти эпитеты показывают, что наш герой обладает лучшими внешними и внутренними качествами. Если молодость и стать, то есть красивая фигура, – чисто внешняя характеристика, то удаль и доброта – внутренняя, душевная.

2)      трудолюбивый

честный

      уважаемый

      заботливый

Эти слова, по-моему, составляют всю суть человека, и обладать такими качествами стремится каждый подросток. И для нас отец должен стать примером в жизни.

3)      смелый

честный

      справедливый

     рассерженный

Узнавший о моих плохих поступках отец, конечно, рассержен. Справедливая, честная, и смелая душа без колебания принимает правильное решение: помочь родному дитя во что бы то ни стало.

4)      Понимающий

Жалостливый

      Хороший

      Любящий

Мой отец мне симпатичен тем, что обладает всеми этими качествами. Только такой отец и муж может защитить доброе имя своего рода, постоять за честь жены, семьи.

Ученик:               Отец

                    Сильный, заботливый

                    Трудится, любит, прощает

                    Жену и семью защищает

                             Защитник

Сильный глава семейства трепетно заботится о каждом члене своей семьи: приходит с работы и спрашивает о жене, о детях. Для блага семьи отец с утра до позднего вечера трудится, зарабатывает хлеб насущный, потому что любит своих родных и хочет обеспечить им безбедную жизнь. Любовь же помогает ему простить детям глупые шалости и встать на их защиту, на защиту чести семьи. Он настоящий защитник, потому что он ради семьи ничего не побоится.

Ученик:    У меня вместо синквэйна получилось простое стихотворение, и я хочу защитить его.

                                          Мой папа самый лучший!  

1.Мой папа самый лучший на свете,

   Лучший отец на огромной планете.

   Как я горжусь своим папой, поверьте,

    Он для меня самый-самый  на свете.

 

2.Он самый сильный, смелый, умелый.

   Он энергичный, умный, желанный.

    Ему не страшны ни печаль и ни горе,

     Он для семьи и надежда и опора.

 

3.Как я люблю тебя, ты точно знаешь,

    Как я  тобою горжусь,  сам понимаешь.

    Пусть у тебя жизнь будет светлой, удачной,

     Проблемы, преграды не будут задачкой!

 

4.Пап, ты всегда будь светлым, красивым,

    Солнечным, ярким и очень счастливым!

    Пусть иногда ты бываешь суров,

     Значит, так надо, всегда будь здоров!   

Ученик:     Когда я начал сопоставлять кластер на отца, попал в затруднение: то, что я хочу сказать о своем отце, никак не хотелось укладываться в пять коротеньких строчек. Слишком большое место занимает отец в моей жизни, и поэтому я хочу о нем сказать просто прозой.

      Для меня самым замечательным мужчиной на Земле является папа. Я его очень люблю. Папа как много значит он для меня, что даже не знаю, с чего начать.

      Папа - мой друг. Мы с ним ходим на рыбалку и осенью собираем грибы. Я люблю ходить с папой на рыбалку. И когда я был маленьким, это он научил меня закидывать удочку и правильно насаживать червя. Папа помогает ремонтировать мой велосипед. По вечерам мы часто играем в шашки и шахматы, иногда я у него выигрываю. Но это его ничуть не огорчает. Он говорит, что спортом надо заниматься в любом  возрасте. Когда он на работе, я очень скучаю по папе. Когда я вырасту, то буду таким же добрым и чутким, как мой папа.

     Он самый близкий и дорогой для меня человек. У него очень доброе сердце. И это не просто слова. Однажды он собирался на работу и очень спешил. А я вдруг захотел пойти на рыбалку, но у меня  была сломана удочка. И папа без всяких возражений и возмущений быстро соорудил удочку. Пусть не шикарную, пусть временную, зато я пошел на рыбалку с другом и наловил карасей.

     В  семье папа у нас  глава. Как он скажет, так и будет. Папа обеспечивает семью и заботится о нас. Он всё умеет делать своими руками, потому что у него золотые руки. За что папа ни берётся, выполняет на отлично. Папа очень сильный. А работу по дому он делает сам. Папа у нас - хороший водитель и нас с братом  уже иногда сажает за руль, учит водить. В настоящее время папа работает в Москве в охранной службе.  Он часто рассказывает о своей работе, значит, любит свою профессию. У него редко бывает отпуск. Папа дома не сидит на одном месте, он всё время работает. Когда я просыпаюсь, его уже нет в постели. Папа не любит беспорядок, но зато любит вкусно поесть. Вот такой он у нас, папа.

     Мой папа самый сильный, умный, красивый и трудолюбивый.    Я горжусь своим отцом и могу рассказать о нем друзьям. Мой папа служил в армии два года. Он там был ракетчиком стратегического назначения. Я очень хочу быть похожим на него.

      И ещё мой папа очень справедливый. Он никогда не ругает, не наказывает без причины.  Нас с братом он любит одинаково. Я во всём хочу брать пример с него. Думаю, что у моего папы нет плохих качеств. Он учит нас только хорошему. Когда я вырасту, тоже хочу стать таким же, как мой папа.

 

Учитель:  Сделаем вывод:

                  Отец руководствуется во всех своих поступках общечеловеческими и христианскими (возлюби ближнего своего) нравственными принципами. Он глава семейства, и он должен думать и защищать свою семью, каждого члена, никого не обижая. Отец помнит об этом всегда.  Он – пример самопожертвования во имя родных, пример для подражания. Те же самые слова можем сказать и о наших матерях. О самом прекрасном на свете человеке – о МАМЕ – можно говорить бесконечно, мы все это знаем. Но сегодняшний урок посвящен нашим отцам и семейным традициям, так как речь в повести В.Короленко идет о двух отцах и взаимоотношениях членов двух семей. Какие новые традиции появились в семье судьи после описанных событий? Какие традиции есть в ваших семьях?

 

Ученик: Наверно, в каждой семье существуют свои традиции и праздники. И наша семья не исключение, ведь в нашей семье тоже есть традиции и праздники.
Отмечать дни рождения, Новый год в кругу семьи - это наша традиция. Ведь семейные праздники сближают нас всех, собирают родственников за один стол. Ещё нашей семейной традицией является то, что мы каждый год отмечаем татарский праздник «Науруз» -  праздник в честь наступления весны. Весна у всех народов - время возрождения и обновления, пора ожиданий и надежд на мир между людьми, на добрый урожай, на любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей, на приплод в хлеву. И все эти ожидания воплощены в весеннем празднике «Науруз». Он отмечается 21 марта  - в день весеннего равноденствия.
      В этот день мы, дети, ходим по деревне все вместе, заходим в каждый дом, поём песни и хозяева взамен нам дают крупу, яйца, масло, зёрна... После мы всех приглашаем в клуб на концерт. Пока все смотрят концерт, на улице взрослые варят кашу в котле. Когда каша сварится, все садятся за стол, кушают кашу и пьют чай.
На следующий день мы продолжаем праздник. С утра мама и бабушка пекут блины, готовят треугольники, дедушка ставит самовар. И когда мы садимся за стол, благодарим бога за этот чудесный праздник «Науруз».

     «Курбан» байрам,  «Ураза» байрам - это наши национальные праздники, и каждый год мы собираем гостей. Традиции должны передаваться из поколения в поколение. Ведь они сближают всех, и без традиций, наверно, наша семья была бы не такой дружной.

Ученик:   Я хочу рассказать о главной традиции нашей семьи. Это подготовка к Пасхе и её празднование. Пасха – самый большой религиозный праздник, который отмечают весной. Он пришел к нам из глубокой древности. В этот день, согласно христианской легенде, воскрес Иисус Христос после того, как был распят на кресте, чтобы искупить все грехи человечества. Это чудо символизирует для верующих людей освобождение от грехов.

Подготовка к празднику Пасхи занимает целую неделю, каждый день которого имеет особое значение, и который отмечают проведением определенных обрядов. Предшествует Пасхе семинедельный Великий пост. Правда, все семь недель постится у нас только бабушка.

      Перед Пасхой, как и во всех семьях, печем вкусные куличи и красим яйца в яркие цвета. Мне нравится запах и вкус куличей, и особенно их верхушки, присыпанные разноцветным сахаром.

В день Пасхи вся семья обычно собирается для общения друг с другом и совместного веселья. Кругом царит радостная праздничная атмосфера.

Существует народное поверье о том, что после Пасхи окончательно теплеет, поэтому, чем раньше праздник, тем быстрее наступает весна. Я давно заметил, что в этот день часто идет дождь, хотя бы небольшой, а уже в понедельник наступает теплая, солнечная погода.  

Мне очень нравится праздник Пасхи, ведь тогда я имею возможность поздравить своих друзей, братьев и сестер с этим замечательным праздником, играю с ними и развлекаюсь. Весь день проходит интересно. Еще мы с друзьями проводим интересный «яичный» поединок. Он заключается в том, что два человека берут по одному пасхальному яйцу и бьют их друг об друга, у кого яйцо разобьется, тот отдает его своему сопернику. Также не надо забывать, что в этот день необходимо всех приветствовать не обычным «Здравствуйте», а праздничным восклицанием "Христос воскресе". А на такое поздравление принято отвечать "Воистину воскресе", что тоже забавно и придает особый дух этому дню.

Я с большим удовольствием могу сказать, что именно Пасха - мой любимый праздник, и он объединяет нас, сближает нашу семью, делает её еще крепче.

 

Ученик:  В каждой семье есть свои традиции, которые передаются от старшего поколения  к  младшему. Благодаря  этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее.

     У меня очень большая и дружная семья  - папа, мама, два брата, бабушка и я.  В нашей семье  сложилось множество традиций, которые мы всегда  соблюдаем.

    Одной из традиций нашей семьи является совместное празднование всех праздников, в том числе и  Нового года.  Готовимся мы к нему, как и все: убираем дом, украшаем комнаты снежинками, гирляндами, наряжаем ёлку, готовим разные вкусности. Каждый из нас дарит друг  дружке  подарки, желает здоровья и удачи в наступающем году. Конечно же, ровно в 12  часов ночи мы загадываем желания под бой курантов и надеемся, что в семье и во всей стране все будет хорошо, что осуществятся  все наши мечты и сбудутся заветные желания.  Но чтобы желание сбылось, мало его загадать, надо ещё приложить усилия.

    Для моей семьи 9 Мая – особенный день, это День Памяти, празднование которого стало доброй традицией моей семьи. В этот день каждый год вся моя семья во главе с бабушкой отправляется к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной    войны. Бабушка традиционно в это утро печет блины. Мы утром обязательно садимся за стол и поминаем погибшего на фронте прадедушку. Потом идем на торжественный митинг. И мы всегда будем помнить о нашем защитнике,  я тоже буду беречь память о своем  прадедушке. 76  лет уже прошло, но мы помним, и чтим память о наших героях.

    Вот такие традиции есть у моей семьи. Может у других есть и более интересные обычаи, но мне нравятся свои.

 

Ученик: У меня очень дружная семья. Одной из традиций является ежедневный семейный ужин, за которым собирается вся наша семья. Не торопясь кушаем, пьём чай и обсуждаем прошедший день, решаем назревшие проблемы… Общение с близкими людьми – самые светлые минуты в моей жизни. Надеюсь, эта хорошая традиция будет продолжена и моими детьми, внуками.

       В нашей семье есть ещё такая традиция – собираться всей многочисленной роднёй на праздник Троицы в нашем доме. Из города приезжают все родственники: братья и сёстры мамы,  а также их дети.

      На праздник мы накрываем большой стол, за который садятся все и начинают рассказывать про свою жизнь. За столом у всех хорошее настроение, все делятся своими успехами и достижениями, рассматривают фотографии, сделанные за последний год, и вспоминают самые яркие события. Постепенно воспоминания переносятся на более раннее время и достаются из бабушкиного комода пожелтевшие от времени черно-белые фотографии. Сколько на них ни смотрю, а не могу привыкнуть к тому, что дедушка был таким лихим юношей в белой рубашонке, а у бабушки были две длинные косы. Мне очень нравится рассматривать эти снимки и угадывать на них родственников.

     Вечером топим баню. О бане хочу рассказать отдельно. Эта традиция пришла к нам с древности. Испокон веков чувашский народ топил на Троицу баню и парился в ней первым в текущем году веником. До Троицы берёзу не ломали – нельзя было. Но в праздничный веник, по поверьям, вкладывали не только берёзовые ветки, но собирали по всему лесу лекарственные травы и деревья. Бабушка говорит, что надо было собрать семьдесят семь разных трав и веток. Именно такой веник дарил людям целебный отвар и лечебный лёгкий пар! Каждый год за веником ходим мы с бабушкой. Конечно, столько трав и деревьев мы не набираем, но обязательно стараемся нарвать семь или девять разных растений. Бабушка уверена, что такое количество тоже обладает чудодейственной силой. Небольшой букет веток оставляем для дома – бабушка расставляет их по подоконникам и порогам, чтобы защитить дом от злых духов и несчастий. Веники относим в баню.

      После бани в саду мы жарим шашлыки. Также к нам приходят в гости соседи, им тоже охота пообщаться с друзьями своего детства.

     Этот праздник нас всех объединяет, делает нас ближе и роднее. Этот праздник я люблю потому, что к нам приезжают все родственники. Самое главное – надо продолжать жить по этим традициям.

      Другие праздники мы тоже не оставляем без внимания, ведь каждый из них – это лишний повод поздравить родных, сказать им слова любви и признательности. В жизни самое главное – быть вместе, любую неприятность встречать сообща, поддерживать друг друга и никогда по-крупному не ссориться.

     Может быть, кому-то эти традиции покажутся не такими уж оригинальными и яркими, но они наши, поэтому дороги нам. Благодаря традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать родных, доверять им, ценить минуты общения с ними, помогать друг другу. А это – самое главное в жизни.

 

Ученик: В нашей семье тоже соблюдаются свои традиции. Самые важные - гостеприимство и уважение к людям. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями. Уж стакан чая мы всегда предложим! А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Может быть, это не всегда получается, но мы стараемся. Уважению учила прабабушка бабушку, бабушка - маму, мама - меня, а мне предстоит научить этому своих детей.

 Также мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днём, Днём защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с днём рождения.

 Замечательной традицией нашей семьи я считаю и обязательное празднование Дня Победы. Этот день памятен для нас тем, что мой прадед был участником Великой Отечественной войны. 

  Не остается незамеченным в нашей семье и Родительский  день, когда мы всей семьей посещаем  могилы умерших родственников. Я считаю правильным, что родители с детства приучают помнить и уважать тех, кого уже нет рядом.               

 Самым ярким событием я считаю празднование дней рождений. Мы очень тщательно готовимся: заранее составляем меню, обговариваем все вместе втайне от именинника праздничное оформление стола, продумываем подарок, обыгрываем, как его преподнести, а также готовим массу сюрпризов виновнику торжества.

 

III фаза. Подведение итогов.

Учитель:  Мы прослушали поэтов, прозаиков, исследователей. Все они защищали свои маленькие проекты понимания семейных ценностей и традиций, основных принципов построения семьи. В ходе урока пришли к общему мнению:

                  Семья – это великий дар, особый мир. Семья - это маленькая страна, где есть свои законы, правила, традиции. Это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Если мир семьи полон заботы, тепла, ласки, понимания, взаимной любви - жить в нем приятно и уютно. Важным моментом в жизни каждой семьи являются семейные традиции. Они объединяют, сближают, дарят тепло. Семьи, которые придерживаются своих традиций - крепкие и дружные.

                 Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

                 Какие существуют семейные традиции?

                   - гостеприимство и уважение к людям;

                   -узнавать о своих предках;

                   -называть детей в честь родственников;

                   -совместно проводить свободное время;

                  -заботиться о престарелых родственниках;

                  -хранить семейные фотографии разных поколений;

                  -хранить вещи, принадлежащие родственнику, которого уже нет;

                  - отмечать семейные праздники;

                  -отмечать христианские и национальные праздники;

                  -кулинарные традиции;

                  -обучать вязанию, шитью, резьбе по дереву;

                   -заниматься повседневной работой по хозяйству;

                  - заниматься физкультурой и спортом и другие.

              Любовь к семье - это самая основная традиция любой семьи. Каждый любит          свою семью и, конечно же, свои традиции! Нет ничего лучше, чем полная счастья и любви  семья.

 Все гордятся своей семьёй, где бережно чтят традиции.   Учатся у своих родителей доводить до конца каждое дело, определять свою цель в жизни и стремиться к её достижению!  Когда вы создадите свою семью, то будете стараться сохранить все эти традиции, а может быть и преумножить.

Один великий восточный философ заметил, что лишь упорством и трудолюбием можно добиться успеха в жизни, и мы с ним полностью согласны!

              Урок получился интересный. Все хорошо постарались, всем большое спасибо.

                                Домашнее задание – подобрать пословицы о семье.

 

Учитель: Закончить урок хочу пожеланием ко всем: У каждого из нас есть два крыла – отец и мать. И пока они есть, мы летаем, но тяжело лететь с одним крылом, тем более холить пешком. Пусть каждый как можно дольше летит на двух крыльях. БЕРЕГИТЕ РОДИТЕЛЕЙ.