ОРИГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

ОРИГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Погребной
Кубанская государственная академия физической культуры

Приближается летний купальный сезон, и многие школьники в мечтах видят себя рассекающими теплые воды реки или моря. Ну а как быть тем, кто не научился плавать? И таких ведь немало. Неумолимая статистика свидетельствует, что более 70% школьников не умеют плавать. Не будем задаваться целью ответить на вопрос: кто здесь виноват - родители или учителя физкультуры? Среди всех факторов, осложняющих решение проблемы обучения плаванию, существенным является нехватка и дороговизна услуг плавательных бассейнов, что особенно отмечается в последнее время. Мы предлагаем оригинальную методику обучения плаванию, которая может быть применима в условиях как плавательного бассейна, так и открытого водоема. Отличительной особенностью данной методики является то, что она может быть использована не только при групповой форме обучения на школьном уроке, но и в условиях детского оздоровительного лагеря, и даже самостоятельно. Более того, она имеет преимущество перед существующими методиками в виде большей приближенности к условиям открытого водоема - реки, моря, так как акцент в обучении делается не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица волной.

Методика обучения исходит из биомеханических закономерностей техники передвижения в воде. Как показали сделанные нами ранее исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык - способность создавать опору, используя гидродинамическую подъемную силу. Для ее создания необходимо, чтобы кисть руки или стопа двигалась под определенным углом атаки во фронтальной плоскости. К сожалению, эту способность продвигать кисть руки под углом атаки обучаемые приобретают сами, интуитивно, в результате большого количества повторений.

Анализ движений пловца показывает, что для эффективного передвижения в воде кисть руки должна как можно меньше смещаться назад. При передвижении по земле это условие выполняется благодаря силе трения покоя (сцепление ног с землей). Каким же образом выполнить это требование в плавании, если в воде отсутствует сила трения покоя? Закономерности гидромеханики, бионики и результаты исследований биомеханики плавания говорят о том, что в водной среде силу трения покоя косвенно заменяет гидродинамическая подъемная сила. Результаты исследования кинематических характеристик пловцов свидетельствуют, что спортсмены выполняют движения, аналогичные тем, которые мы наблюдаем у морских животных, рыб, в судовых двигателях, в гребле: кисть и стопа движутся под углом атаки во фронтальной плоскости. Из практики водного поло, синхронного плавания известно, что спортсмены могут не только свободно удерживаться на поверхности, но и довольно высоко выпрыгивать из воды (важно отметить, что кисть при этом не опускается вниз). Это происходит за счет гидродинамической подъемной силы, которую пловец использует как упор. Опираясь на упор, он удерживает тело на воде. На практике человек, не умеющий плавать, также старается опереться о воду, выполняя движения кистью вниз. Но такое движение не приносит успеха, так как согласно третьему закону Ньютона кисть будет опускаться вниз быстрее, чем туловище подниматься вверх. Таким образом, чтобы удержаться на воде или приподняться над ней, необходимо в первую очередь создать опору. А это требует предварительного обучения.

Умение опираться о воду и удерживаться на поверхности воды формируется с помощью упражнений, в основе которых лежит движение кисти по траектории с условным названием "восьмерка". Чтобы легче понять физическую сущность этого движения, условно разделим его на два компонента. За счет первого компонента создается упор, кисть при этом движется под углом атаки примерно 30-40° по траектории "восьмерки" во фронтальной плоскости, параллельно поверхности воды. За счет второго, с приложением определенного мышечного усилия вниз, обеспечивается удержание тела на поверхности воды. Следует помнить, что оба этих компонента выполняются одновременно, так как одно движение кисти под углом атаки по траектории "восьмерки" не может удерживать тело. Такое движение кисти создает только необходимые условия для образования на ней упора (за счет гидродинамической подъемной силы, приподнимающей кисть вверх). Точно так же, как отмечалось выше, одно движение кисти вниз не может приподнять или удержать тело на поверхности.

Учитывая, что сила упора в зависимости от угла атаки, скорости движения кисти может быть различной по величине, для того чтобы опираться на нее, необходимо прикладывать строго определенные усилия вниз. В противном случае упор "не выдержит" и кисть "провалится" вниз. Таким образом, для того чтобы приподнимать или удерживать тело на поверхности воды, необходимо одновременно создавать упор и прикладывать определенные усилия вниз, что в итоге создает опору. На практике это движение сводится к следующему: занимающийся находится в воде на мелком месте (глубина по грудь); приседая, сгибает ноги так, чтобы подбородок был на уровне воды. Исходное положение рук: под водой, в стороны и немного вперед, ладонями вниз. Затем, развернув ладони большим пальцем кверху под углом 30-40°, занимающийся энергично сгибает руки в локтевых суставах и сводит кисти вместе. Затем, развернув ладони под таким же углом большими пальцами вниз и разгибая руки в локтевых суставах, кисти разводит в стороны. Смена направления движения выполняется без остановок, свободно и мягко. Траектория движения каждой кисти должна напоминать лежащую восьмерку. За счет такого движения кисти на ней возникает гидродинамическая подъемная сила (упор), направленная вверх. Занимающийся использует силу, действующую на ладони, и старается опереться на нее, "повиснуть" в безопорном положении. Опираться на упор надо мягко, осторожно. На этапе начального обучения эта группа упражнений должна быть основной.

Процесс обучения плаванию мы условно разделили на 2 этапа: 1-й - обучение навыку удержания на поверхности воды и 2-й - обучение передвижению в воде, хотя между этими этапами не существует резкой грани.

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СУШЕ

Задача: ознакомить с формой движений рук и положением кистей.

Упражнение 1. Стоя перед опорой (стол, высокая скамейка, рейка гимнастической стенки), сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Кисти движутся под углом атаки, слегка надавливая на опору ребрами ладоней.

Контроль: следить, чтобы руки сгибались и разгибались главным образом в локтевых суставах, а кисти двигались под углом атаки 30-40°.

Упражнение 2. Стоя боком к опоре, одна рука на опоре, другая на поясе. Выполняется предыдущее упражнение одной рукой без зрительного контроля. Затем это упражнение выполняется без опоры. После освоения упражнения одной рукой его разучивают другой, затем двумя одновременно. Сначала каждое упражнение выполняется медленно, затем быстро.

Контроль: следить, чтобы локоть был отведен назад до отказа, кисть выписывала "восьмерку" за счет сгибания руки главным образом в локтевом суставе.

УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ

Задача: научить переносить упор с ног на руки, отрывать ноги от дна бассейна, водоема.

Упражнение 3. Стоя боком к неподвижной опоре (глубина по грудь), одной рукой взяться за опору или бортик бассейна, другой опереться о партнера. Погрузившись в воду до подбородка и сгибая ноги, повиснуть. Сначала упражнение выполняется на согнутых в локтях руках, затем на прямых руках. Это упражнение помогает занимающимся приобрести умение опираться на руки, находясь в воде, и ощутить требующуюся для этого величину усилий.

Контроль: ноги отрывать от дна после того, как занимающийся опустится в воду до подбородка.

Задача: научить создавать упор и опираться на него одной рукой.

Упражнение 4. Стоя боком к опоре, одной рукой взяться за нее. другой сбоку выполнять движение "восьмерка". Ощутив действующую на ладонь силу - силу упора, занимающийся пытается ее использовать (надавливая слегка вниз, опираясь о воду), старается "повиснуть", держась другой рукой за опору. Время создания упора постепенно увеличивают. Освоив механизм создания упора одной рукой, переходят к изучению этого же движения другой.

Контроль: при выполнении этого упражнения нужно следить, чтобы локоть руки, выполняющей "восьмерку", был отведен назад до отказа, а рука сгибалась и разгибалась только в локтевом суставе. Отрывать ноги от дна бассейна нужно в момент, когда кисть руки будет ощущать упор о воду, а туловище погружено в воду до подбородка. Ноги отрываются от дна плавно, рука, которой пловец держится за опору, должна быть полусогнута.

Упражнение 5. После освоения упражнения 4 это же упражнение разучивают, взявшись одной рукой за разделительную дорожку, за руку партнера или плавательную доску.

Задача: научить создавать упор двумя руками перед собой.

Упражнение 6. Упражнение выполняют у поручня или лесенки бассейна, стоя спиной к ней, зацепившись одной ногой (ступней) за поручень. Выполнить руками движение "восьмерка" перед грудью и, почувствовав упор о воду, поставить вторую ступню на опору. Продолжительность создания упора о воду руками постепенно увеличивают. В Контроль: голова опущена в воду до подбородка, руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, удерживает ногу за стопу. Занимающийся, опираясь руками о воду и мягко отрывая другую ногу от дна, старается за счет движения рук удержаться на поверхности воды.

Контроль: следить, чтобы партнер удерживал стопу занимающегося на одной высоте.

Задача: научить создавать упор при горизонтальном положении туловища.

Упражнение 7. Лежа на груди, ноги упираются в разделительную дорожку, руки впереди выполняют движения "восьмерки". Сначала выполняют движения руками с опущенной головой (с задержкой дыхания), затем, опираясь руками о воду, поднимают голову над водой.

Контроль: почувствовав упор, плавно поднимать голову из воды.

Задача: научить создавать упор лежа на спине.

Упражнение 8. Лежа на спине, ноги упираются в разделительную дорожку или плавательную доску, руки в стороны-вниз. Выполнять руками "восьмерки", стараясь удержать туловище на поверхности воды в горизонтальном положении. Затем это упражнение выполняют без поддерживающих средств.

Контроль: голова опущена в воду. После освоения вышеперечисленных подготовительных упражнений переходят к упражнению 9.

Задача: научить создавать опору и удерживаться на поверхности воды.

Упражнение 9. Глубина по грудь, руки в стороны, туловище опущено в воду до подбородка. Сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, кисти выписывают "восьмерки". Почувствовав упор о воду, плавно, осторожно поднимают ноги от дна бассейна, стараясь удержаться на поверхности воды. Время удержания плавательного состояния постепенно увеличивают.

Контроль: руки поставлены в стороны, локоть отведен назад до отказа. Сначала происходит погружение туловища в воду (уровень воды до подбородка), затем плавный, осторожный отрыв ног от дна. Скорость движения кисти при выполнении "восьмерки" должна быть достаточно велика, так как величина упора (подъемной силы) зависит не только от угла атаки и профиля кисти, но и от скорости ее движения.

После освоения описанных выше упражнений целесообразно задавать обучаемым движения и перемещения сложной, необычной формы и направления (типа плавания "вперед ногами" и т.д.) с целью выработки "остроты ощущения" упора.

Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде применяют упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду.

ИГРЫ В ВОДЕ

Ведущее место при занятиях с детьми на начальном этапе обучения должны занимать игры. Среди большого количества общепринятых игр особое место должны занимать игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: "Кто дольше удержится на поверхности воды?", "Кто выше поднимется из воды" и т.п.

Практика показала, что дети, которые не смогли выполнить то или иное упражнение по освоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют их в игровой обстановке. Кроме этого игры содействуют повышению эмоциональности занятий, воспитанию смелости, самостоятельности, инициаты, товарищества.

Поэтому в занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражнения целесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях дает возможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузку занимающихся.

Игра: "Кто дольше удержится на поверхности воды?"

Задача: научить держаться на поверхности воды.

Содержание игры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживаться на плаву, выполняя руками движения "восьмерки". Ноги согнуты в коленных суставах и прижаты к груди. Побеждает тот, кто дольше удержится в воде.

Методические указания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнения выполнять движения руками.

Когда занимающиеся научатся удерживаться на поверхности воды за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным или облегченным способам плавания.