История и особенности праздника

Известно, что подлинно народные праздники органично и неспешно прорастают и живут затем веками, несмотря на политические перемены. Так, вместо исчерпавшего себя 7 ноября россияне отмечают День народного единства. Одержана «календарная победа» над бывшим Днем Великой октябрьской социалистической революции. Сколько трагедий принесла эта революция… И расставание с этим псевдо-праздником, который в ельцинское время попытались выдать за День примирения и согласия, радует многих.

       Из всего обилия памятных дат нашей истории именно 4 ноября – день, когда русское ополчение освободило Москву от польских захватчиков, по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было. И в тот же день Русская Православная Церковь отмечает день Казанской иконы Божией Матери. Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Мало кто сейчас знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале ХХ века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже из-за революции 1917 года и последующих за ней событий традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины нижегородского гражданина Кузьмы Минина прервалась.

       Таким образом, можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Почти 4 столетия назад в этот день народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени.

В Смуту бесчинствовали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Польша уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам ни в СССР, ни в России. Кто знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.

        Народ собирал на вооружение нередко последние гроши и шел освобождать свою землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Династия Рюриковичей закончилась, династия Романовых еще не началась. Наши прадеды шли воевать за веру и Отечество, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни и города.

       В наше время постоянно слышны разговоры о том, что России просто необходима национальная идея. В Российской империи ее суть была выражена в формуле «Православие, самодержавие, народность», в Советской России – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А сегодня одни только разговоры вокруг да около и какие-то неудачные предложения. За всей этой суетой как-то позабылась идея национального единства, державшая страну целостной веками. Но государство, наконец, поняло, что сила России – в ее вере, свидетельством чего и является празднование Дня народного единства в день Казанской иконы Божией Матери.

       Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси образов Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь в Смутное время.

      Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор и установлен памятник Минину и Пожарскому.