С общих позиций природоохранительного и природоресурсового законодательства мониторинг представляет собой систему слежения, наблюдения за состоянием природных ресурсов с целью своевременного выявления изменения, оценки и прогноза состояния, предупреждения и устранения отрицательных последствий.
По основному целевому назначению мониторинг подразделяется на: экологический (мониторинг окружающей природной среды), санитарно-гигиенический, климатический, фоновый и т.п.
Подсистемами экологического мониторинга выступают: мониторинг земель, лесов, недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира.
В зависимости от территориального охвата территории мониторинга бывают федеральными, региональными, местными.
Наиболее распространенными методами проведения мониторинга являются:
а) дистанционное зондирование (съемка и наблюдение с
космических аппаратов, с высотных самолетов и средствами
малой авиации);
б) наземные съемки и наблюдения (с помощью передвижных станций);
в) фондовые данные.
Результаты полученных мониторинговых данных накапливаются в банках данных единой автоматизированной информационной системы.
Весьма существенное значение в деле организации мониторинга окружающей среды (в т.ч. в глобальном масштабе) отводится Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Поресурсовые мониторинга (земельный, лесной, водный и т.п.) осуществляют соответствующие специальные государственные природоохранительные органы управления.