Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
(составлена на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации курсов для родителей)
Составители:
С.Г. Краснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии;
С.П. Руссков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Чебоксары – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1614 г. № 1618-р, и др.
Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи, фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений.
Необходимость педагогического образования родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- потребностями формирования ответственного и позитивного родительства, в необходимости учить родителей быть родителями;
- изменениями вектора семейных ценностей: исчезновением почитания родителей, уважения к истории своего рода и своей страны, наличием разрыва связи между поколениями;
- необходимостью укоренения в современном социуме понятий «святость материнства» и «институт отцовства».
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными организациями. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка, со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции – это система, предоставляющая родителям ориентационное поле, в котором ониосуществляют выбор оптимальных условий и способов воспитания детей;особый способ деятельности по оказанию педагогической помощиродителям в решении проблем воспитания детей, в преодолениисоциокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных сэтим; процесс совместного с родителями определения их целей,возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Курсы для родителей – это форма дополнительного образования взрослых и «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель курсов для родителей «Школа ответственного родительства» (далее – курс) – формирование компетенций грамотного выстраивания детско-родительских отношений, оказание помощи родителям в восстановленении традиционных семейных ценностей таких как: любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной.
Задачи курса:
- повысить мотивацию к самостоятельному развитию родительских компетенций, формированию базовых знаний семейной педагогики;
- пропаганда общественно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
- формирование у родителей чувства любви к Родине через изучение истории своего рода, родного края, своей страны и др.
По форме организации Курсы могут быть очными, заочными, очно-заочными, в том числе дистанционными. Причем, приоритетной формой организации Курсов считается дистанционное обучение посредством сети Интернет.
Основными направлениями реализации настоящей примерной программы Курсов являются:
- создание системы педагогического образования родителей;
- вовлечение родителей в совместную с образовательной организацией деятельность по духовно-нравственному, трудовому и физическому воспитанию детей;
- научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка;
- формирование основ семейного воспитания у обучающихся.
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе Курсов делается акцент на необходимости организовывать воспитание детей с учетом их психофизического развития и духовно-нравственного становления.
Курсы должны быть организованы на принципах добровольности и культуросообразности.
Освоение родителями содержания Курсов по родительскому образованию должно обеспечить родителям:
- понимание значимости семейного воспитания детей;
- умение выстраивать позитивные детско-родительские отношения;
- умение разрешать споры и конфликты в семье;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- реализовывать экологическую и экономическую грамотность в жизнедеятельности семьи;
- продолжение развития родительского самообразования и др.
Рекомендуемая общая продолжительность примерной программы Курсов составляет 72 часа (академический час составляет 45 минут).
Согласно вышеназванным рекомендациям Курс может состоять из восьми модулей (каждая из приведенных ниже модулей может занимать 1/9 часть учебного времени/ объема информации):
- основы семейной психологии;
- основы семейного уклада;
- основы семейного права;
- основы семейного воспитания;
- история семьи и рода;
- основы здорового образа жизни и содержательного досуга;
- основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации;
- семейный бюджет.
Педагогические коллективы образовательных организаций, с учетом интересов и потребностей родителей, на основе настоящей примерной программы Курсов должны разработать свою рабочую Программу на ближайший год или на более длительный период. В ходе исполнения Плана его целесообразно дополнять и корректировать по мере реализации отдельных положений и появления новых задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Модуль 1. Основы семейной психологии.
Теоретические основы семейной психологии. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современном обществе. Семья как целостная система. Жизненный цикл семьи. Параметры семейной системы. Ролевая структура семьи. Метод гемограммы. Характер эмоциональных связей в семье. Психологически благополучная и неблагополучная семья. Психологическое здоровье семьи.
Развитие любви как чувства. Искажения и нарушения чувства любви. Виды любви. Телесная и духовная любовь. Супружеские отношения и принципы коррекции семейных отношений. Семейное самосознание. Сплоченность семьи. Реализация индивидуальных потребностей в браке и многообразие семейных функций. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Дисгармоничные (дисфункциональных) типы семей. Психологические особенности конфликтов в семье. Семейные ссоры и супружеские конфликты. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Мотивы воспитания и родительства в семье.
Детско-родительские отношения. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Психолого-педагогические задачи семьи и воспитательные функции родителей. Психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений. Характер эмоциональных отношений. Характер эмоционального отношения ребенка к родителям. Родительская позиция. Модели родительского поведения. Общение в семье. Типы семейного воспитания. Причины и типы дисгармоничного воспитания. Вовлечение детей в функционирование семьи.
Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками.
Семейные конфликты и пути их разрешения.
Подготовка молодежи к браку и семейной жизни. Формирование нравственного и психологического комплекса – готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру. Материнство как психологический феномен. Роль отца в семейном воспитании. Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Психологические особенности воспитания семьянина: пути, формы, средства. Нормативно-правовая осведомленность молодежи о семейной жизни.
Ненормативные кризисы семьи. Концепции и формы прекращения семейных отношений. Развод. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода. Постразводная ситуация.
Повторный брак. Психологические проблемы повторных браков. Брак с разведенной женщиной, имеющей детей от первого супружества. Психологические проблемы усыновление приемных детей.
Отношение детей к повторному браку родителей.
Психотехнический инструментарий. Специальные терапевтические техники работы с семьей.
Модуль 2. Основы семейного уклада
Семейный уклад как устойчивая форма отношений членов семьи друг с другом, заключающаяся в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома. Семейный уклад как модель семейных отношений.
Взаимосвязь семейного уклада с внешним по отношению к ней общественно-экономическим укладом. Другая сторона семейного уклада, как, отражение в сознании ребенка образцов поведения взрослых в семье, способствующая формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.
Семейный уклад и его образующие структуры: состав семьи – родители, дети, прародители;иерархия семьи – система взаимоотношений супругов друг с другом, супругов с детьми, прародителей с детьми, прародителей с внуками, детей между собой (если их несколько);межличностные отношения – особенности эмоциональных контактов, близость, доверие;внутренняя среда – ведение хозяйства, обустройство дома;внешняя среда – контакты с внешним миром, ближайшим окружением и с обществом в целом;порядки, установки, традиции, наличие семейного сценария.
Семейный уклад как динамическая система. Этапы развития семейного уклада: Этап формирования семьи. Этап разрастания семьи. Этап отделения. Особый этап (изменения семейного уклада, связанные с разводом, переездом, смертью одного из родителя и др.).
Типология семейных укладов. Уклад, ориентированный на развитие внешних связей семьи. Уклад, ориентированный на развитие материальной и духовной деятельности. Уклад, ориентированный на развитие внутрисемейных отношений и др.
Модуль 3. Основы семейного права
Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения. Предмет регулирования семейного права – неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье.
Источники семейного права как формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство. Семейный Кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, а также законы Чувашской Республики.
Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления.
Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Пути профилактики и устранения семейных правонарушений.
Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав и личного достоинства ребенка.
Модуль 4. Основы семейного воспитания.
Особенности воспитания ребенка в семье. Содержание воспитания в семье: умственное, нравственное, этическое, эстетическое и др. Различные подходы и типы семейного воспитания. Зависимость воспитания от статуса личности воспитанника: гражданское воспитание, светское воспитание, элитарное воспитание, маргинальное воспитание. Зависимость семейного воспитания от социального назначения воспитания: национальное, религиозное, интегральное, классовое, партийное воспитание. Типы семейного воспитания в зависимости от его стиля: авторитарное, либеральное, гуманистическое, демократическое, инфернальное, плюралистическое, прагматическое, творческое.
Типы родительского поведения в процессе воспитания своих детей: строгое, объяснительное, автономное, компромиссное, содействующее, сочувствующее, потакающее, ситуативное, зависимое поведения.
Основные причины негативной социализации ребенка в семье. Негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Крайности в заботе о ребенке со стороны родителей. Степень удовлетворения родителями потребностей ребенка, негативно сказывающаяся не его социализации. Родительский контроль: гиперопека, потворствующий, умеренный, чрезмерный, рациональный и др.
«Близорукость» воспитательных представлений. Нехватка терпения. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства. Противопоставление родительских отношении к детям. Потворствующая гиперпротекция. Снисходительная гиперпротекция. Атрибутивная проекция. Избирательная гиперпротекция. Доминирующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери.
Ошибки, обусловленные индивидуально-личностным своеобразием родителей. Неправильная компенсация чувства и переживаний. Перенос в своих недостатков на личность своего ребенка. Разрыв между словом и делом в поведении родителей.
Ошибки, обусловленные степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей. Неприятие детей, в следствие несформированности материнского чувства. Непонимание ребенка. Слишком высокие требования к ребенку. Противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития. Негибкость в отношениях с детьми. Неумение пользоваться методами воспитания. Неоправданная идеализация своих детей. Отстранение детей от посильного домашнего труда. Ссоры родителей в присутствии детей. Переоценка родителями своих воспитательных возможностей.
Трудновоспитуемые дети. Понятие и сущность. Категории детей, относящихся к «трудным» и их психолого-педагогическая характеристика. Формы проявления трудновоспитуемости: открыто экстремистское, скрыто экстремистское, открыто агрессивное, саркастическое, скрытое, безразличное, формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя формы. Проблемы воспитания трудновоспитуемых.
Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Подготовка молодежи к семейной жизни. Поддержка нравственного климата в семье. Психологическая и нравственная подготовка к рождению ребенка. Обеспечение взаимодействия семьи и образовательных организаций. Обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей. Формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.
Понятие «подготовка к семейной жизни». Этапы подготовки молодежи к семейной жизни. Формирование педагогической компетенции родителей: понимания важности авторитета родителя; общих представлений о воспитании ребенка; психологии половых различий и развития половой идентичности детей, различий мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причин ранних отклонений; особенностей личности ребенка и их проявлений; границ дозволенного поведения детей разного возраста.
Стимулирование овладения родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных возрастных этапах. Формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком.
Модуль 5. История семьи, история рода
Семья – социокультурная единица, основанная на кровном родстве или браке. Члены семьи связанные общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Исторические корни семьи. Кровнородственные связи членов семьи.
Возникновение семейных ценностей. Образы ранее воспринятых понятий, явлений, традиций. Традиции воспитания семьи. Опыт родителей, их социализация в родных семьях, усвоение опыта поведения их родителей. Базовые и приобретенные родительские представления.
История возникновения уклада семьи: обычаев, традиций (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); правил семьи (образов мыслей, норм поведения, привычек) доброй и благочестивой жизни; возникновение распорядка семьи (установленных порядков в течение дел) дня, недели, года.
История возникновения источников культурной семейной обстановки; педагогической культуры и педагогического потенциала; культуры поведения и самопроявления родителей; культуры отдыха семьи.
Истоки возникновения родительского потенциала, родительских представлений, родительских установок, родительских позиций
Понятие «рода». Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Пути и формы исследования истории семьи и рода.
Модуль 6. Основы здорового образа жизни и содержательного досуга
Актуальность здорового образа жизни. Здоровый образ жизни–образ жизничеловека, направленный напрофилактику болезней и укреплениездоровья. Образ жизни как глобальная социальная проблема, составная часть жизни общества в целом.
Психолого-педагогическое понимание здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как предпосылка для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активногодолголетияи полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Компоненты здоровья. Соматический – состояние органов и систем организма человека, составляющее биологическую программу индивидуального развития, опосредованное базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Физический – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Психический – психическая сфера человека, составляющая состояние общего душевного комфорта, обеспечивающая адекватную регуляцию поведения. Нравственный – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, определяющий систему ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Элементы здорового образа жизни. Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье. Отказ откурения,наркотикови употребленияалкоголя. Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например,фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей. Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи. Эмоциональноесамочувствие:психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами. Интеллектуальноесамочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление. Духовноесамочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Стороны образа жизни, представляющие риск здоровью. Неправильное питание: нарушение режима, несбалансированное, энергетически неадекватное питание, пренебрежение требованиями безопасности в отношении продуктов питания. Аддиктивное и вынужденное поведение: активное курение табака (сигарет, трубки, кальяна и др.), систематическое пассивное курение (во время бодрствования, сна), злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и ненаркотических психоактивных веществ без медицинских показаний. Нарушение двигательной активности: недостаточная физическая активность, занятия экстремальными видами спорта, несоответствие физических нагрузок состоянию здоровья. Безответственное медицинское поведение: несвоевременное обращение к врачу, недолечивание, самолечение, отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья. Безответственноегигиеническоеповедение: нарушение режимов сна и бодрствования. Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение гигиены жилого помещения, небезопасное сексуальное поведение.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья. Три уровня формирования здорового образа жизни. Социальный: пропаганда, информационно-просветительская работа. Инфраструктурный: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль. Личностный: система ценностных ориентиров человека,стандартизациябытового уклада.
Досуг – свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Досуг – сфера социализации, в которой происходит подготовка детей к жизни. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление. Цель семейного досуга – обеспечение удовольствия каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. Организация досугового пространства для детей и подростков в семье – сферы, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития семьи. Досуг как зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах.
Приоритетные направления досуговой деятельности:гражданско-патриотическое воспитание; работа по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; формирование здорового образа жизни;формирование семейных традиций в проведении свободного времени.
Содержание досуга – совокупность элементов семейных увлечений, интересов, хобби. Содержание семейного досуга определяемое интересами каждого члена семьи. Структурные элементы содержания досуга: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и др.
Формы семейного досуга. Семейные праздники, посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и др. Задача родителей в организации семейного досуга.
Модуль 7. Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации
Формы взаимодействия – способы и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении своих служебных задач, обеспечивающие их координацию и правильное сочетание полномочий, методов и средств. Формы взаимодействия – конкретная совокупность их видов обуславливаемые различными факторами, а также полномочиями, которыми обладают взаимодействующие субъекты. Цель и педагогические условия взаимодействия семьи и образовательной организации. Цель взаимодействия – привлечение семьи к совместной с образовательной организацией социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.
Педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения и воспитания, обеспечивающие достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи. Педагогические условия: организационные и деятельностно-содержательные. Организационные условия – условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку. Деятельностно-содержательные условия – условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.
Приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи: организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением; объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.).
Формы взаимодействия образовательной организации и семьи: индивидуальные, коллективные, групповые.
Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: беседы с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями и др.
Коллективные формы взаимодействия семьи и школы: общие и классные родительские собрания; родительский лекторий, способствующий психологической и социально-педагогической компетентности родителей; тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей; вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов; дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени; привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций; привлечение родителей к руководству школьными кружками; участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися; привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе и др.
Методы взаимодействия семьи и образовательной организации: методы, направленные на изменение видов деятельности и общения; методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.
Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения: метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей; усложненные формы диспута; метод самоанализа; метод рефлексии; ролевые игры; социальное проектирование и др.
Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье: упражнение, поручение, личный пример; убеждение, критика; метод воспитывающих ситуаций; деловые игры; методы поощрения и наказания; метод перспективы; метод общественного мнения; метод создания новых традиций и др.
Модуль 8. Семейный бюджет
Семейный бюджет – ключевой принцип управления финансами в семье и возможность сформировать отношения доверия между мужчиной и женщиной.
Этапы ведения семейного бюджета. Постановка целей. Финансовое планирование в семье. Ведение семейного бюджета. Анализ семейного бюджета.
Виды семейного бюджета. Семейный бюджет, определяемый в зависимости от периода планирования: месячный, квартальный, полугодовой и годовой бюджеты. Другие виды семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.
Шесть составляющих финансового счастья в семье: доход (о том, как его увеличить и как заработать денег, в том числе с нуля); расход денег, т.е. соответствие дохода и расхода; свое жилье; резерв; инвестиционный капитал; общие ценности супругов.
Основные составляющие семейного бюджета: расходы и доходы. Четыре категории расходов:обязательные расходы;расходы на детей;расходы на семью;личные расходы. Две категории доходов: доходы мужа; доходы жены.
Дефицит семейного бюджета – превышение расходов семьи над ее доходами. Накопления – превышение доходов над расходами.
Предупреждение расходов, или профилактика расходов семейного бюджета.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п |
Модули |
Всего |
ЛК |
ПЗ |
Дисстанц. | |
ЛК |
ПЗ | |||||
Основы семейной психологии |
9 |
4 |
4 |
1 |
| |
Основы семейного уклада |
9 |
2 |
4 |
|
3 | |
Основы семейного права |
9 |
4 |
4 |
|
1 | |
Основы семейного воспитания |
9 |
5 |
3 |
1 |
| |
История семьи, история рода |
9 |
2 |
2 |
|
5 | |
Основы здорового образа жизни и содержательного досуга |
9 |
2 |
3 |
1 |
3 | |
Основы взаимодействия семьи и образовательной организации |
9 |
2 |
3 |
1 |
3 | |
Семейный бюджет |
9 |
2 |
3 |
|
4 | |
Итого |
72 |
23 |
26 |
4 |
19 |
Примечание:
- исходя из многообразия видов семей с детьми в Чувашской Республике, в настоящем примерном тематическом планировании представлен базовый необходимый и достаточный объем родительских знаний, который должен дополняться специальными темами, содержащими знания для родителей детей-инвалидов, детей с девиантным поведением, замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.;
- содержание Курсов определяется проблемами современной семьи и потребностями современного общества. Могут быть использованы следующие организационные формы: школы любящих родителей, школы семейного уклада, школы родительского актива, семейные клубы по интересам и др.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Образовательные организации, реализующие рабочую Программу курсов для родителей, должны располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой (аудитории, ТСО и др.), обеспечивающей проведение всех видов и типов организации Курсов, реализацию положений Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1614 г. № 1618-р.
Для организации и проведения занятий на Курсах необходимо предусмотреть использование дидактических материалов, таких как: презентации, печатные (пособия для родителей, специальная литература, рабочие тетради, раздаточный материал и др.) и электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.), аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и др.), наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски), демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные), тренажёры, учебная оргтехника и др.
Используемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, тренинги, дистанционное обучение, самостоятельная работа родителей совместно с детьми.
В ходе проведения занятий на Курсах для родителей могут быть также использованы активные и интерактивные формы занятий (компьютерные симуляция, деловые и ролевые игры, проектные методики, разбор конкретных ситуаций, коммуникативный тренинг, мастер-классы, иных форм).
В рамках Курса необходимо предусмотреть встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-класс экспертов и специалистов в области коммуникативистики.