Формы и виды организации учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения:
-
словесные
-
наглядные
-
практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы
-
репродуктивные
-
индуктивно-дедуктивные
Виды деятельности учащихся на уроках ОПК:
На уроках ОПК основными видами деятельности являются:
слушание;
чтение:
а. (ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделения основного содержания текста; изучающее – извлечения полной и точной информации; поисковое– направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное – чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста; рефлексивное – вид чтения, заключающееся в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание, сопоставлять разные точки зрения и разные источники, понимать назначения разных видов текстов, ставить пред собой цель чтения и т.д.)
б. (комментированное, аналитическое, фрагментарное или выборочное, самостоятельное и др.);
словарная работа (может осуществляться как перед чтением, так и в процессе чтения);
выписки (дословная или документальная точная запись частей текста);
говорение (вид пересказа для развития точности речи, осознанности, краткости, убедительности, эмоциональности);
пересказ;
беседа;
работа с иллюстративным материалом;
самостоятельная работа с источниками информации;
записи при чтении (обязательный элемент работы над книгой, неотделимой от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом»;
подготовка творческой беседы с членами семьи;
участие в учебном диалоге
работа в группе (взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д.).
Курс ОПК безотметочный.
Мониторинг развития обучающихся с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся:
работа в группах,
участие в дискуссиях,
беседах,
подготовка и выступление с сообщением,
выполнение творческих проектов,
работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.)
портфолио
В качестве материально-технического обеспечения курса рекомендуется использование технических средств обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран; доска интерактивная.
экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийнных образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса;
энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса;
печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы.
Портфолио – один из способов оценивания учебной деятельности обучающихся. В безотметочном курсе ОРКСЭ и модуле ОПК составление портфолио обучающегося может явиться основой оценки его образовательных достижений и способом выявления индивидуальных творческих способностей обучающегося.
Портфолио – это не сборник документов и отчетов, а копилка творческих работ обучающегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио по ОПК:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося;
развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста
формирование положительных моральных и нравственных качестве личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и умения соотносить их с имеющимися возможностями;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Примерная структура портфолио по ОПК
1. Титульный лист – содержит основную информацию об обучающимся:
фамилия имя отчество;
учебное заведение;
класс;
контактная информация;
фото обучающегося (при желании).
2. Содержание с указанием номеров страниц начала разделов
«Мой мир» – содержит информацию, которая интересна и важна для обучающегося:
информация о значении имени и/ или фамилии;
небольшой рассказ о своей семье,
рассказ о родном городе (селе, деревне); о его самых интересных местах и т. д.);
информация о названии местности, школы, деревни, улицы и т.д.
4. «Мое творчество» – в этом разделе помещается творческие работы обучающегося:
рисунки;
сказки;
фотографии объемных работ;
сочинения (музыкальные, литературные)
«Мои впечатления» – помещаются работы обучающихся связанные с впечатлениями от :
экскурсий – реальных или виртуальных;
просмотренных фильмов, мультфильмов;
почитанных книг;
прослушанных музыкальных произведений и т. д.
«Работы, которыми я горжусь» – помещаются работы в конце учебного года, после пересмотра своей деятельности.
«Моя самооценка» – использование цветовых сигналов по каждому разделу
Организация проектной деятельности обучающихся по ОПК
Проекты, выполняемые обучающимися в рамках изучения модуля ОПК, могут быть:
индивидуальными;
коллективными (группа из 3–6 человек);
долгосрочными (1–2 месяца);
краткосрочными (1–2 урока);
творческими (например, написание сценария рождественского вечера);
исследовательскими (например, история какого-нибудь храма в моем городе, селе и т. д.);
социально значимые проекты (дети оформляют и пишут поздравительные открытки ветеранам);
Для организации проектной деятельности на уроке учителю необходимо комплект материалов, который включает в себя:
методический паспорт проекта;
текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;
лист планирования и продвижения по заданию;
лист самооценки;
сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;
рекомендации по организации работы групп;
памятку для организации деятельности обучающихся; список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми обучающиеся могут воспользоваться, работая над проектом
Ошибки педагога в преподавании ОПК
Первая ошибка – критиканство.
Фундаментальное условие преподавания: "Пой о своем, не ругая чужого!". Говори о своем с любовью и пониманием. Но не ругай чужую святыню.
Итак, первое табу: нельзя критиковать чужую святыню.
Второе ограничение – речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной.
Речь педагога не должна исключать, отторгать от себя никого.
Педагог может позволить "мы" только в двух случаях. "Мы – люди" и "Мы – люди, граждане России".
Конфессиональные идентификации не допустимы в речи педагога, Рассказ не должен вестись от первого лица. Нельзя сказать "мы – православные", "мы – мусульмане", "мы – атеисты".
Интонация педагога – интонация экскурсовода: "Православная Церковь полагает, что это место Евангелия имеет такой-то смысл…, такой-то обряд дорог православным потому…".
Третье табу – педагогу нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез аксиомам педагогики,
В педагогике считается, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в нашем курсе знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия.
Императивы могут быть только двух видов – обучающие и нравственные. Можно призвать детей – "подумайте!". Можно призвать детей – "спешите делать добро!".Но призвать детей – "помолитесь, попоститесь!" и т.д., – нельзя.
От педагогов ожидается грандиозная выдержка, потому что дети «провокаторы», особенно в этом возрасте. Они задают гениальные вопросы и потрясающе ставят в тупик.
Не надо проявлять отсебятину