В помощь учителям-предметникам курса ОРКСЭ

Формы и виды организации учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения:

  •   словесные
  •   наглядные
  •   практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы
  •   репродуктивные
  •   индуктивно-дедуктивные

 

Виды деятельности учащихся на уроках ОПК:

На уроках ОПК основными видами деятельности являются:

   слушание;

   чтение:

а. (ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделения основного содержания текста; изучающее – извлечения полной и точной информации; поисковое– направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное – чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста; рефлексивное – вид чтения, заключающееся в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание, сопоставлять разные точки зрения и разные источники, понимать назначения разных видов текстов, ставить пред собой цель чтения и т.д.)

б. (комментированное, аналитическое, фрагментарное или выборочное, самостоятельное и др.);

   словарная работа (может осуществляться как перед чтением, так и в процессе чтения);

   выписки (дословная или документальная точная запись частей текста);

   говорение (вид пересказа для развития точности речи, осознанности, краткости, убедительности, эмоциональности);

   пересказ;

   беседа;

   работа с иллюстративным материалом;

   самостоятельная работа с источниками информации;

   записи при чтении (обязательный элемент работы над книгой, неотделимой от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом»;

   подготовка творческой беседы с членами семьи;

   участие в учебном диалоге

   работа в группе (взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д.).

 

Курс ОПК безотметочный.

Мониторинг развития обучающихся с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся:

        работа в группах,

        участие в дискуссиях,

        беседах,

        подготовка и выступление с сообщением,

        выполнение творческих проектов,

        работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.)

        портфолио

 

В качестве материально-технического обеспечения курса рекомендуется использование технических средств обучения:

     классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран;  доска интерактивная. 

     экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийнных образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

     библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

     хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса;

     энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса;

     печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы.

 

Портфолио – один из способов оценивания учебной деятельности обучающихся. В безотметочном курсе ОРКСЭ и модуле ОПК составление портфолио обучающегося может явиться основой оценки его образовательных достижений и способом выявления индивидуальных творческих способностей обучающегося.

Портфолио – это не сборник документов и отчетов, а копилка творческих работ обучающегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио по ОПК:

  создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося;

  развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста

  формирование положительных моральных и нравственных качестве личности;

  приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и умения соотносить их с имеющимися возможностями;

  формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Примерная структура портфолио по ОПК

1. Титульный лист – содержит основную информацию об обучающимся:

  фамилия имя отчество;

  учебное заведение;

  класс;

  контактная информация;

  фото обучающегося (при желании).

 2. Содержание с указанием номеров страниц начала разделов

«Мой мир» – содержит информацию, которая интересна и важна для обучающегося:

  информация о значении имени и/ или фамилии;

  небольшой рассказ о своей семье,

  рассказ о родном городе (селе, деревне); о его самых интересных местах и т. д.);

  информация о названии местности, школы, деревни, улицы и т.д.

4. «Мое творчество» – в этом разделе помещается творческие работы обучающегося:

рисунки;

сказки;

фотографии объемных работ;

сочинения (музыкальные, литературные) 

«Мои впечатления» – помещаются работы обучающихся связанные с впечатлениями от :

экскурсий – реальных или виртуальных;

 просмотренных фильмов, мультфильмов;

почитанных книг;

прослушанных музыкальных произведений и т. д.

«Работы, которыми я горжусь» – помещаются работы в конце учебного года, после пересмотра своей деятельности.

«Моя самооценка» – использование цветовых сигналов по каждому разделу

 

Организация проектной деятельности обучающихся по ОПК

Проекты, выполняемые обучающимися в рамках изучения модуля ОПК, могут быть:

  индивидуальными;

  коллективными (группа из 3–6 человек);

  долгосрочными (1–2 месяца);

  краткосрочными (1–2 урока);

  творческими (например, написание сценария рождественского вечера);

  исследовательскими (например, история какого-нибудь храма в моем городе, селе и т. д.);

  социально значимые проекты (дети оформляют и пишут поздравительные открытки ветеранам);

 

Для организации проектной деятельности на уроке учителю необходимо комплект материалов, который включает в себя:

методический паспорт проекта;

текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;

лист планирования и продвижения по заданию;

лист самооценки;

сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;

рекомендации по организации работы групп;

памятку для организации деятельности обучающихся; список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми обучающиеся могут воспользоваться, работая над проектом

 

Ошибки педагога в преподавании ОПК

Первая ошибка – критиканство.

Фундаментальное условие преподавания: "Пой о своем, не ругая чужого!". Говори о своем с любовью и пониманием. Но не ругай чужую святыню.

Итак, первое табу: нельзя критиковать чужую святыню.

Второе ограничение – речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной.

Речь педагога не должна исключать, отторгать от себя никого.

Педагог может позволить "мы" только в двух случаях. "Мы – люди" и "Мы – люди, граждане России".

Конфессиональные идентификации не допустимы в речи педагога, Рассказ не должен вестись от первого лица. Нельзя сказать "мы – православные", "мы – мусульмане", "мы – атеисты".

Интонация педагога – интонация экскурсовода: "Православная Церковь полагает, что это место Евангелия имеет такой-то смысл…, такой-то обряд дорог православным потому…".

Третье табу – педагогу нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез аксиомам педагогики,

В педагогике считается, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в нашем курсе знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия.

Императивы могут быть только двух видов – обучающие и нравственные. Можно призвать детей – "подумайте!". Можно призвать детей – "спешите делать добро!".Но призвать детей – "помолитесь, попоститесь!" и т.д., – нельзя.

От педагогов ожидается грандиозная выдержка, потому что дети «провокаторы», особенно в этом возрасте. Они задают гениальные вопросы и потрясающе ставят в тупик.

Не надо проявлять отсебятину