Формирование Чувашской автономии

Создание Чувашской автономии и ее руководящих органов в 1920 году – явилось результатом резкого подъема национального самосознания, общественно-политической активности как среди чувашей, так и у других народов Урало-Поволжского региона, и повсеместно на пространстве России в период с конца XIX-начале 1900-х. гг. Чувашской интеллигенцией издается газета «Хыпар» (1906 г.) и создается Чувашское национальное общество (1917 г.). В выработке идеи будущей государственности, самоопределении и т.д. принимали участие представители разных сословий и партийной принадлежности: чувашские эсеры и большевики, ячейки крестьянских союзов, учительские и военные организации, представители интеллигенции и духовенства. Национально-демократическое движение ускорилось после свершения Февральской, а затем Октябрьской революции 1917 года, к концу Гражданской войны широкостала обсуждаться идея образования самостоятельной чувашской административно-территориальной единицы.

 

В 1917—1920 гг. происходил активный поиск форм национального самоопределения чувашей. Первоначально, на протяжении 1917—1918 гг. в целом официальные программные цели чувашского национального движения не выходили за рамки требования предоставления расширенной национально-культурной автономии. Позиция лидеров чувашского национального движения в вопросе о формах самоопределения этноса изменилась к концу Гражданской войны: она уже стала обсуждаться в аспекте образования самостоятельной чувашской административно-территориальной единицы. Этому способствовали результаты дискуссий вокруг проектов создания полиэтнических территориальных образований (Волжско-Камского штата и Татаро-Башкирской республики), когда стало ясно, что национальные интересы чувашей могут быть реализованы только путем выделения в самостоя­тельную административную единицу. К консолидации вокруг идеи территориального самоопределения чувашского народа подтолкнули и действия лидеров башкирского и татарского национальных движе­ний по организации самостоятельных Башкирской и Татарской автономий. 

 

Документально зафиксирован проект Чувашского отдела при На­родном комиссариате по делам национальностей РСФСР под назва­нием «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу», представленный в Наркомнац 3 января 1920 г. заведующим чувашским отделом НКН Д.С. Эльменем. Основополагающим принципом ее образования в проекте был избран этни­ческий состав населения. Проект предусматривал создание на территории с чувашским населением Казанской и Симбирской губерний самостоятельной административной единицы на правах губернии — Чувашской Трудовой коммуны (по образцу Трудовой коммуны немцев Поволжья). В ее состав предполагалось включить все без исключе­ния территории с относительно компактным чувашским населением названных губерний.

 

В начале 1920 г. состоялась встреча руководителей Чувашского отдела НКН (Д.С.Эльмень, Л.М. Лукин, В.А. Алексеев) с В.И. Лениным, на которой обсуждался вопрос о выделении чувашей в нацио­нальную административно-территориальную единицу, руководитель страны предложил создать сразу же республику, причем с центром в г.Симбирске. В ответ Д.С. Эльмень высказался, что «слово республика понимается местными работниками как отделение от РСФСР, тогда как чуваши, Владимир Ильич, хотят быть только в составе Российской Федерации, к тому же для образования республики среди чуваш пока нет достаточного количества подготовленных кадров...». 

 

4-9 февраля 1920 г. проект  создания Чувашской Трудовой коммуны был рассмотрен I Всероссийским съездом чувашских коммунистов, который одобрил разработанный Чувашским отделом «Положение об организации Чувашской Трудовой коммуны». Решение вопроса об образовании национальной административной единицы его инициаторам виделось в объединении как можно большего числа средневолжских уездов и волостей с чувашским населением.

 

 

В стадию практического решения вопрос организации самостоя­тельного субъекта федерации для чувашей вступил весной 1920 г.

 

17 марта коллегия Чувашского отдела при Наркомнаце на своем заседании постановила возбудить перед центральной властью ходатайство об организации Чувашской трудовой коммуны.

 

18 мая Чувашский отдел принял решение организо­вать Комиссию по подготовке материалов к объявлению Чувашской трудовой коммуны, в задачи которой входило проведение в сжатые сроки все­стороннего сплошного обследования чувашского населения сред­неволжских губерний, привлечение специалистов и разработка спра­вочно-информационных материалов и карт. 

 

8 июня Политбюро ЦК РКП (б) обсудив вопрос «О Чувашской республике», признало необходимым из Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов образовать административную единицу чувашского народа. Дело подготовки чувашской автономии было поручено Наркомату внутренних дел, которому предлагалось провести в двухнедельный срок соответствующее совещание с представителями Казанского, Нижегородского и Симбирского губисполкомов и представить конкретные материалы.

 

19 июня Чувашский отдел при НКН с грифом «Весьма спешно» представил в Президиум ВЦИК «Меморандум» относительно разрешения в срочном порядке вопроса о «Чувашской трудовой коммуне», который отвергал передачу чувашских уездов в Нижегородскую губернию и настаивал на скорейшем урегулировании проблемы выделения чувашей в самостоятельный субъект РСФСР.

 

21 июня вопрос о предоставлении чувашам автономии рассматривался в Наркомате внутренних дел в присутствии представителя Чувашского отдела при Наркомнаце. 

 

22 июня Политбюро ЦК РКП (б) утвердило форму автономии чувашского народа — «Чувашскую область». 

 

24 июня, в результате настойчивой и кропотливой работы коммунистов Чувашской секции в Казани и работников Чувашского отдела при Наркомнаце, ряда наркоматов, Политбюро ЦК РКП (б) и Советского правительства, был принят исторический декрет «Об Автономной Чувашской области», подписанный Председателем Совнаркома В.И. Лениным (Ульяновым), Председателем ВЦИК М.И. Калининым и секретарем ВЦИК А.С. Енукидзе. В декрете указывалось: «Образовать Автономную Чувашскую область, как часть РСФСР с административным центром в г. Чебоксары». В состав вновь образованной административно-территориальной автономии вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской, а также Козьмодемьянского уезда Казанской губерний.

 

Такая форма национальной советской государственности, как автономная область, в условиях интернационального характера Советской власти, обеспечивала чувашскому народу национальное развитие, давала ему большую возможность, как части РСФСР, получать всестороннюю помощь федеративного государства.

 

При образовании Чувашской автономной области, определении ее территории и границ были приняты во внимание, главным образом, национальные моменты, без достаточного учета факторов экономических и культурно-политических. Эти обстоятельства, наряду с рядом других, и стали причиной, что с 1922 г. руководители Чувашской автономной области ставили перед Центром вопрос о расширении ее тер­ритории и преобразовании в республику. 21 апреля 1925 г. постановлением ВЦИК Чувашская автономная область была преобразована в автономную советскую социалистическую республику в существовавших границах. 20 июня 1925 г. ВЦИК принял постановление «О расширении границ Автономной Чувашской ССР», согласно которому к республике были присоединены г.Алатырь и три волости Алатырского уезда Симбирской губернии с исключительно русским и мордовским населением: Алатырская, Порецкая и Кувакинская. Площадь новой республики составила 18,3 тыс. кв. км (в 1920 г. — 11,6 тыс. кв. км), численность населения по переписи 1926 г. — более 890 тыс. человек: чувашское — 74,6%, русское — 20%, татарское — 2,5%, мордовское — 2,7%. Основной частью населения Чувашской АССР являлись крестьяне и кустари — 92%, а рабочий класс составлял всего 2,4%, население городов и городских поселений — 5,1%.

 

Преобразование Чувашской автономной области в республику имело большое значение. Усилилась возможность для значительного расширения ее самостоятельности в подготовке и решении местных вопросов и связанных с самобытностью этноса. Республика получила собственные органы власти, право на свою Конституцию и разработку других государственных актов по вопросам внутренней жизни Чувашии.