Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты исследования Т.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:
* направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,
* цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
* прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
* координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать; контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
* репродуктивная (воспроизводящая),предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности. Рассмотрим каждый из перечисленных принципов.
Принцип системности нацеливает участников планирования рассматривать воспитательный процесс как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это люди: классный руководитель, учащиеся класса, их родители, педагоги школы и другие взрослые; их индивидуальные и коллективные интересы, потребности, ценностные ориентации; цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений; внутренние и внешние связи классного сообщества; критерии, показатели, приемы и методы изучения, анализа и оценки состояния и результатов воспитательного процесса.
Принцип конкретности содержит рекомендацию разработчикам плана избегать неоправданного копирования проводимых дел в других ученических коллективах. При планировании важно учесть интересы и потребности членов своего коллектива, уровень развития своего класса и перспективы роста. Правильность выбора тех или иных форм и методов воспитательной работы во многом зависит от осознания специфических особенностей педагогической ситуации в конкретной учебной группе. Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их проведение.
Принцип оптимальности связан с тремя важными обстоятельствами в деятельности по планированию воспитательной работы в классе.
Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию.
Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать модельные представления об оптимальном варианте построения жизне-деятельности в классе и воспитательного процесса в нем.
В-третьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного наставника.
Принцип диалога означает то, что диалог действий, мнений, мотивов участников планирования - это необходимое условие подготовки оптимального варианта плана. Внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют существенное значение для определения наиболее полного спектра возможных путей и способов организации будущей жизнедеятельности классного сообщества.
Принцип индивидуальности нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных представлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каждого учащегося является ценностью, а процесс ее развития и проявления - одной из главных задач моделируемой системы. Принцип индивидуальности предполагает также учет индивидуальных особенностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности по разработке плана.
Принцип научности - это требование к классному руководителю опираться при составлении плана на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические положения современных педагогических концепций о воспитании, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.
Принцип непрерывности обращает внимание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт процесса планирования - его непрерывность. Утверждение плана работы классного руководителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процесса планирования. Даже опытный классный наставник после составления плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система класса - это "живой организм", в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Все это обусловливает внесение изменений в план воспитательной деятельности классного руководителя.
Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы.
Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление, как правило, не вызывает у педагога каких-либо затруднений, поэтому в дальнейшем речь пойдет о технологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе на учебный год или полугодие.
Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:
1) определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;
2) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.
Первый шаг классного руководителя - это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Фактически педагогу надо сначала составить план по созданию другого плана. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но ошибки здесь нет. Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них он должен обладать информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи можно воспользоваться разработанной профессором Л.В.Байбородовой циклограммой планирования воспитательной работы на новый учебный год (см. табл.).
Сроки Содержание работы
Март Семинары классных руководителей по проведению анализа и планированию работы на следующий учебный год. Создание творческой группы и планирование ее работы
Апрель.
1 -я неделя Учеба актива учащихся по организации анализа и планированию работы на следующий учебный год. Планирова-ние работы в школе и первичных объединениях
2-я неделя. Изучение результатов воспитательной работы в школе. "Срезовые" методики по выпускным классам. Изучение результатов воспитательной работы в классных коллектива
3-я неделя. Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в классах
4-я неделя. Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в школе. Выдвижение проблем и задач для решения их на следующий год
Май.
1-я неделя. Коллективный анализ воспитательной работы в школе и классе на родительских собраниях.
2-я неделя. Коллективное планирование в классах
3-я неделя. Коллективное планирование в школе, в объединениях клубного типа
4-я неделя. Написание анализа работы за учебный год классными руководителями
Июнь. Составление плана работы ученического коллектива. Написание анализа воспитательной работы за учебный год
Август. Составление плана контроля, методической работы. Обсуждение плана работы ученического коллектива в педагогическом коллективе
Сентябрь.
1-я неделя. Утверждение плана работы ученического коллектива (на ученической конференции).
2-я неделя. Коллективный поиск дел в классах и клубных объединениях
3-я неделя. Сборы-старты по планированию в классах и объединениях
4-я неделя. Составление плана воспитательной работы классными руководителями и руководителями клубных объединений
При составлении плана совместной деятельности по осуществлению перспективного планирования следует определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе, решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими членами педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по раз-работке плана.
Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе - это анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. Такой анализ часто воспринимается как трудоемкая и не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат. Практическая польза аналитической деятельности не всегда очевидна. Однако изучение большого количества планов работы классных руководителей и проведение опытно-экспериментальной деятельности в ряде школ Псковской области позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно, когда
* анализ проведен неформально;
* педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно определенным научно-методическим принципам;
* аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;
* анализ является достаточно информативным и содержательным;
* классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администрации школы, представителей педагогической общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив
класса.
В современной практике классного руководства наблюдается несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы, например: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный. Отметим их основные черты.
При описательном подходе описываются и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности класса, как правило, по принципу "что вижу, о том и пою".
При полярно-оценочном подходе выделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Планируется также анализ причин негативных или позитивных явлений в жизнедеятельности класса.
Системный подход предполагает целостный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, приемов), результатов деятельности и воспитательных отношений. При этом делается акцент на "ключевых" моментах педагогического процесса, считающихся приоритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.
При проблемном подходе происходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.
В последнее время в некоторых инновационных образовательных учреждениях успешно реализуются принципы личностно ориентированного подхода, которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При таком подходе акцент в аналитической деятельности делается на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивидуальных особенностей школьников; личностные достижения учащихся; формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся; функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-воспитательного процесса в классе: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и педагогических ситуаций, критериально-ориентированный анализ.
Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.
Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно наличие необходимого объема информации. Одной из форм ее накопления являются информационные или информационно-аналитические справки. В информационных справках обычно указывается, что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс мероприятий), какие результаты получены в осуществленной деятельности. В информационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего со-держания:
1. Положительные аспекты проведенной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.
2. Отрицательные аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить до конца.
3. Что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспективе?
4. Как участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела? Выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности.
Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагающий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, выпуск различных информационных листков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, "живая газета", "телепрограмма", творческий рапорт и т.п.).
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса.
Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.
Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуманность воспитательных отношений, вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотношений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных связей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
В аналитической деятельности классного руководителя можно выделить три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Предназначение подготовительного этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению аналитической деятельности. В этот период классный руководитель определяет предмет и цель педагогического анализа, разрабатывает программу и инструментарий (критерии, формы, методы и приемы анализа) аналитической деятельности, предусматривает участие в этой работе всех субъектов воспитательного процесса.
На основном этапе классный наставник направляет свои усилия на сбор и систем матизацию информации о воспитательном процессе, анализ и оценку результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся, определение проблем и противоречий в воспитательном процессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно-воспитательного процесса в классном сообществе.
На рефлексивном этапе учитель оценивает проведенную аналитическую деятельность, устраняет фактические и стилистические неточности в информационно-аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.
Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы - это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем.
Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Рассмотрим каждую составляющую образа класса.
Образ учащегося класса. Данный образ складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.
Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культуры и т.п.) может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя туризмом или спортом, театром или художественной самодеятельностью перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера формирующихся отношений между членами классного сообщества. Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.
Образ класса не будет полным без представления о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. Стоит подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть родители, бабушки и дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда. Друзьями классных коллективов бывают разные люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам. Во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интересны учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих.
Завершая описание образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса. Необходимое - это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное - это то состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности педагога; желаемое - это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагога и его воспитанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у классного руководителя можно делать четвертый шаг в деятельности по планированию воспитательной работы.
Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы - это коллективное планирование. В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организации коллективной творческой деятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий.
Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учащихся внести свои предложения в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.
Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием "коллективное планирование". Основоположник коммунарской педагогики И.П.Иванов считал, что коллективное планирование - это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. Как важнейший этап коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя общий сбор-старт, конкурс на лучшее предложение в план, анкеты и др. В последующие годы созданная технология коллективного планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд) предложений, копилку идей и предложений, журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить, что технология коллективного планирования стала использоваться как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на какой-то определенный промежуток време-ни.
Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:
1) предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом;
2) организация педагогического сопровождения коллективного планирования;
3) осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;
4) проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.
Рассмотрим методические аспекты перечисленных действий.
Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;
е) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.
Организация педагогического сопровождения коллективного планирования предполагает создание условий для его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:
* договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций;
* организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования;
* помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;
* провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации работы микрогрупп (как действовать, чтобы добиться наилучшего результата);
* оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько периодов:
I период - сбор-старт коллективного планирования;
II период - консультации со знающими людьми;
III период - разведка дел и друзей;
IV период - защита идей и предложений в годовой план;
V период - составление плана жизнедеятельности класса;
VI период - рефлексия итогов коллективного планирования.
Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса предполагает:
а) определение основных направлений совместной деятельности;
б) назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дели мероприятий;
в) моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
г) планирование финансового и материально-технического обеспечения деятельности классного сообщества;
д) проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.
Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования - это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являются уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.
Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Он старается максимально учесть предложения учащихся и родителей и на основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого ему необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана и соблюдать при его составлении требования, предъявляемые к документам педагогического планирования. Авторы учебного пособия "Педагогика" (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.), вышедшего в свет в 1997 г., называют следующие требования к планам учебно-воспитательной работы:
- целеустремленность и конкретность образовательных задач;
- краткость плана, его компактность;
- разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
- преемственность, систематичность и последовательность;
- сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
- единство педагогического руководства и активности воспитанников;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
- связь внутриклассной работы с работой вне школы;
- согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
- гибкость плана.
Соблюдение перечисленных требований позволит классному руководителю правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспитательной работы.