Индивидуальная программа воспитания и развития ученицы 6 класса Галимовой Гульчачак Шевкатовны
Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Кошки-Куликеевская СОШ» Яльчикского района ЧР Торговцева Светлана Александровна
Цель программы:
- выявление эффективных условий формирования творческой индивидуальности младшего подростка
Задачи:
- выявить теоретическую и психологическую основу формирования творческой индивидуальности младшего подростка и на этой основе разработать сущностные и содержательные характеристики процесса формирования ценностного отношения школьников к человеку творческому;
- осуществить опытную проверку теоретической модели формирования творческой индивидуальности младшего подростка;
- в опытно-экспериментальной работе выявить содержание, методические пути и технологическое решение исследуемой проблемы;
- выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективного формирования данного ценностного отношения по решению исследуемой проблемы.
Объект исследования:
- творческая индивидуальность ребенка как условие его самореализации.
Предмет исследования:
- процесс формирования ценностного отношения к человеку творческому.
Задачи исследования:
- разработать научно-практические рекомендации для педагогов-практиков по реализации идей исследования.
Ожидаемый результат:
- осознание ребенком своего «Я»,
- умение быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах,
- правильное оценивание учеником и дальнейшее развитие своих творческих способностей,
- способность ориентироваться и соотносить свои действия с учетом окружающих людей,
- умение ребёнка жить с классным коллективом одной жизнью.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью определения исходных положений, понятийного аппарата и основных направлений в разработке исследования;
- обобщение и анализ педагогической практики через изучение концепций, программ, методических разработок по воспитательной работе различных отечественных и зарубежных образовательных систем, школьного опыта организации воспитательной работы и материала художественной литературы;
- моделирование учебно-профессионального процесса;
- эмпирические методики: педагогическое наблюдение, беседы, опросники, анкетирование, эксперимент;
- проективные методики: недописанный тезис, проблемные ситуации и др.;
- математическая обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ученический коллектив 6 класса, в котором обучается 14 учеников, из них 8 девушек и 6 юношей, 1998 – 1999 года рождения.
Этапы исследования: программа рассчитана на пять лет.
Первый этап (2009 - 2010): поисковый – анализ социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, постановка проблемы, формулировка цели, задач, осмысление методологии и методов исследования, разработка методики опытно-экспериментального этапа исследования.
Второй этап (2010 - 2013): теоретико-экспериментальный – разработка концептуальных основ деятельности педагога по формированию у школьников образа жизни, построение теоретической модели, ее апробация в экспериментальных условиях.
Третий этап (2013 - 2014): обобщающий – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов исследования.
Характеристика на ученицу 5 класса Галимову Гульчачак от 11.05.2010 года.
Галимова Гульчачак родилась 2 ноября 1998 года. С момента переезда в ноябре 2006 года до сегодняшнего дня она проживает в деревне Ишмурзино-Суринск Яльчиксого района Чувашской Республики.
1 сентября 2005 года она пошла в первый класс Степановской начальной общеобразовательной школы Буинского района Республики Татарстан. За 5 лет поменяла 5 школ по семейным обстоятельствам.
1 сентября 2009 года из Иш-Суринской школы она поступила в 5 класс МОУ «Кошки-Кукликеевская средняя общеобразовательная школа». С первых же дней она показала себя со слаборазвитой мотивацией. Её отличает узкая эрудиция, невысокий уровень грамотности, отсутствие умения чётко и системно излагать свои мысли, плохая память, даже на бытовом уровне. Гульчачак владеет небольшим объёмом информации и свободно рассуждать на различные темы не может. Она не всегда в достаточном объёме понимает смысл и причины действий людей. В 5 класс он поступила, имея слабые способности по всем предметам. Отметки, полученные в прежней школе, подтверждает.
На уроках у неё отсутствует всякий интерес к происходящему, нет никакой настойчивости в поиске поставленных задач, она легко становится рассеянной во время занятия. На уроках не прилагает усилий для завершения действия, нуждается в максимуме указаний со стороны учителя. По многим вопросам своего мнения не имеет, к мнениям других относится спокойно. Безразлична ко многим действиям и поступкам. Лидером быть не может. На конфликтные ситуации реагирует агрессивно. Радоваться успехам других не умеет.
Любопытства и любознательности не проявляет, вопросов не задаёт. Интерес к интеллектуальным играм и фантазиям не проявляет. На уроках чаще всего молчит. В центре внимания одноклассников не находится. В различных видах исследовательской деятельности не участвует. Любое «официальное решение» принимает на веру. Друзей в классе не имеет, чаще всего общается со старшей сестрой или блуждает по коридору.
На уроки приходит без школьных принадлежностей. На замечания учителей не реагирует. Частые пропуски уроков объясняет болезнью.
В 6 классе обучаются дети с разным уровнем умственного развития при прочих равных условиях: одни высоко развиты, а другие учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, обладают яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами; есть от природы умные, но очень ленивые дети. Для выявления эффективных условий формирования творческой индивидуальности младшего подростка использую ценностно – ориентированные игры для развития интереса к учению, повышения успешности и интеграции большого объема учебных способов и навыков деятельности в самые разные области школьной программы, в любой учебный предмет или любую другую форму деятельности. Для этого ищу и отбираю те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Через участие в работе органов самоуправления, в совместной групповой деятельности, через самостоятельную работу предоставляю каждому возможность совершенствовать личные способности. Галимова Гуля поступила в нашу школу из Ишмурзино-Суринска. После долгих и частых переездов семья наконец решила обосноваться в родной деревне главы семейства. Семья неполня: отец, Шевкат Асхатович, инвалид 2 группы, воспитывает двух дочерей один, помогают бабушка, Гельзиян Гиниатулловна, и дядя, Азат Асхатович. Девочкам не хватает матери – это видно уже по внешнему их виду и невыполненным домашним заданиям. Из-за постоянной смены школ Гуля сильно отстаёт в учёбе от своих сверстниц: плохо читает, совершенно безграмотно пишет. Одноклассники стараются с нею не общаться, да и сама девочка сторонится своих сверстниц, больше общается со старшей сестрой и её подругами. И главной задачей перед собой как классным руководителем я поставила включить девочку в классный коллектив, сдружить её с одноклассницами и только затем начать её умственноё и творческое развитие. Уже на первых уроках рисования учитель Перепёлкин С.В. заметил природную одарённость Гули в этой области. В своей работе я решила опираться на этот момент, на классном собрании по моей рекомендации выбрали Галимову художником класса. К своему общественному поручению девочка отнеслась очень серьёзно. С этого момента, по-моему, начала работать индивидуальная программа развития ученицы.
Виды деятельности.
Духовная деятельность:
- Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности миру во всех его проявлениях, подымающей обучающегося на новый уровень субъекта формируемых отношений.
- Свободное общение как деятельность, содержанием и целью которой является обогащение внутреннего мира личности.
- Общественная деятельность, содействующая социализации обучающегося, формирующая его гражданскую позицию, приобщающая к активному преобразованию действительности.
Предметная деятельность:
- Познавательная деятельность, расширяющая кругозор школьника, приобщающая его к чтению, развивающая любознательность, формирует потребность в образовании, способствующая интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями, раскрывая перед ребенком мир во всей его пестроте, сложности, противоречивости и непознанности;
- Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, предоставляющая ребенку познавать мир через художественный образ и преобразовывать этот мир, созидая художественный предмет;
- Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- Преобразовательная деятельность, в виде самообслуживающего, общественно-полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и, прежде всего, к самому себе, вводя ребенка в мир материальных ценностей как средства жизни.
В теоретическом плане программа основывается на культурологическом (мы понимаем процесс воспитания, как вхождение ребенка в культуру), деятельностном (организуем деятельность) и аксиологическом (ценностном) подходе и базируется на трудах
Щурковой Н.Е. («Программа воспитания школьника», «Классное руководство», «Теория и практика воспитания», «Нежная педагогика»),
Попова С.И. («Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя»), Кабуш В.Т. («Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания»), разработавших теорию гуманистического воспитания.
Промежуточные результаты программы развития ученицы
За неполные два в своей работе над развитием Галимовой Гульчачак можно проследить сдвиги. Девочка научилась быть ответственной: без уважительной причины перестала пропускать занятия, ходит опрятнее, следит за своим внешним видом, носит школьные принадлежности, следит за сохранностью своих учебников (правда, тетради и книги приходится ремонтировать довольно часто – они у неё почему-то рвутся), хоть и с перебоями, но начала приходить с выполненными письменными домашними заданиями, научились учить стихотворения наизусть, своевременно вносим плату за питание. Уже есть первые успехи: два года подряд принимали участие во всемирной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Баллы, конечно, невысокие с нашим-то багажом, но развитие наблюдается: 23 балла в прошлом году и 29 в этом. Участвуем в школьных конкурсах рисунков, есть первые грамоты. Эти, казалось бы, малюсенькие победы доставались нам с огромным трудом и поэтому воспринимаются нами чуть ли не как олимпийские победы. Хочется надеяться, что такими маленькими шажками, медленно но уверенно мы дойдём с Гулей до поставленной цели – воспитаем - ребенка, осознающего своё «Я»; умеющего быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах; правильно оценивающего и развивающего свои творческие способности; способного ориентироваться и соотносить свои действия с учетом окружающих людей; умеющего жить с классным коллективом одной жизнью.